Общество | Судьба
Актриса драмы и трагедии
В Германии вышла книга о судьбе эмигрировавшей в СССР немецкой актрисы Каролы Неер.
Актриса Карола Неер оставила след в литературных произведениях: Бертольт Брехт специально для нее написал роль в пьесе «Святая Иоанна скотобоен», Евгения Гинзбург описывает в «Крутом маршруте» встречу с ней в Бутырской тюрьме. Остался след и в «Огоньке» — здесь Неер опубликовала последние свои тексты.
Но в этой истории важно не только то, кто что писал, а также и то, кто что подписывал. В 1934 году, уже находясь в эмиграции в СССР, актриса Карола Неер вместе с Генрихом Манном, Лионом Фейхтвангером и другими подписала воззвание Коммунистической партии Германии (КПГ) против присоединения Гитлером Саарской области, за что ее лишили немецкого гражданства. Сорок лет спустя многие известные деятели ФРГ, включая Вилли Брандта, подписали обращение к Брежневу, чтобы из СССР выпустили сына Каролы Неер, Георга, родившегося в Москве в 1934-м.
Драматическая история немецкой актрисы и ее семьи подробно рассказывается в подготовленной международным «Мемориалом» и вышедшей в издательстве Lukas Verlag на немецком языке книге «Карола Неер. Звезда сцены, умершая в ГУЛАГе».
Жизнь в искусстве
«Карола Неер — воплощение нового типа работника сцены, который одновременно является актером, певцом, художником и драматургом, — писал в марте 1936 года в ”Огоньке“ политэмигрант, актер Александр Гранах. — Карола Неер — типичная представительница того авангарда в театре, который сознательно оставил старый путь одной лишь игры и взял на себя ответственность за все. Не случайно поэтому ни один актер, ни одна актриса не могут так, как она, играть Берта Брехта».
С Бертольтом Брехтом Карола Неер познакомилась в 1922 году. Он считал ее великой актрисой. В 1929-м, когда Брехт сообщил ей, что женился, она ударила его им же подаренным букетом. Но, как сказано в книге, «ей важнее была работа с ним».
Тогда, в 1929-м, Неер уже год была вдовой. Ее муж, поэт и драматург Альфред Геншке, известный под псевдонимом Клабунд, умер в 38 лет. Он тоже писал для нее пьесы. Неер была прежде всего театральной актрисой. Снялась она лишь в трех фильмах, в том числе, как и на сцене, сыграла Полли Пичем в экранизации «Трехгрошовой оперы» Брехта. Но все это — до эмиграции.
Актриса не была членом Компартии Германии, но симпатизировала ей. Способствовали этому и ее отношения с мужчинами: с дирижером Германом Шерхеном, увлекавшимся марксизмом, и позже, когда она начала посещать курсы русского языка при Марксистской рабочей школе,— с преподавателем коммунистом Анатолем Беккером. По профессии он был инженером, происходил из Бессарабии и знал русский. Вместе с ним в 1933-м она сначала уезжает в Прагу, а затем в Москву.
Из Германии 1930-х эмигрировали большей частью евреи и коммунисты. В 1936-м в Советском Союзе насчитывалось около 4 тысяч немецких политэмигрантов, среди них — 75 писателей и деятелей искусства. Большая глава книги о Кароле Неер посвящена тому, в каких условиях жили и работали немецкие эмигранты в СССР, какая атмосфера царила в их кругах.
Свой успех в Веймарской Республике у Каролы Неер не было шанса повторить в Советском Союзе. В первую очередь из-за языка. Верх ее карьеры — актриса фабрики «Межрабпомфильм». Она преподавала актерское мастерство немецкоязычным актерам, входившим в труппу немецкого театра «Левая колонна». Благодаря рекомендации Брехта, в марте 1935-го приезжавшего в Москву, она начала писать для выходившей в столице «Центральной немецкой газеты» (Deutsche Zentral-Zeitung) статьи об актерах, стала участвовать в создании радиопередач. В «Огоньке» с октября 1935-го до марта 1936 года она опубликовала шесть статей под рубрикой «Артисты в эмиграции», которые в новой книге впервые переведены на немецкий (всего вышло семь, но последняя в серии — о ней самой). Среди них, к примеру, статья о Максе Рейнхардте, бывшем директоре и режиссере Немецкого театра в Берлине, который, как писала Неер, «изгнан из сегодняшней Германии фашистскими варварами из-за своего еврейского происхождения как человек, ”оскверняющий“ германское искусство».