Румынские прокуроры вновь открыли «дело революции 1989 года», чтобы наконец найти загадочных террористов. Что за этим кроется и чем грозит вскрытие тайных пружин самой кровавой из антикоммунистических революций 1980-х?

Огонёк

После всего | Коллизия

Революция под следствием

Румынские прокуроры вновь открыли «дело революции 1989 года», чтобы наконец найти загадочных террористов. Что за этим кроется и чем грозит вскрытие тайных пружин самой кровавой из антикоммунистических революций 1980-х?

Николай Морозов, корр. ТАСС — для «Огонька», Бухарест

Очередную годовщину свержения диктатуры Николае Чаушеску в 1989 году Румыния встречает обострением давней полемики. Главный вопрос: «Кто в нас стрелял после 22 декабря?» Детонатор — неожиданное решение прокуратуры вернуться к закрытому год назад уголовному «делу революции». Обстоятельства дела: после бегства диктатора из Бухареста 22 декабря 1989-го в ходе уличных боев между восставшими и так называемыми террористами погибло свыше тысячи человек, при этом ни один «террорист» не убит и не пойман, так что с достоверностью утверждать, что это были за люди, не может никто. В ходу подозрения: а что если это была зловещая провокация с целью отвлечь внимание и дать утвердиться у власти группе бывших коммунистов во главе с Ионом Илиеску? И вот что особенно важно: на сей раз борцы за «правду о революции» грозят разоблачением не только неведомым «террористам», но и тем, кто 27 лет назад, по выражению следователей, «стоял за их спинами».

Как это было

«Долой Чаушеску!» — ревела толпа на Дворцовой площади в Бухаресте. Зазвенели разбитые стекла, распахнулись кованые двери, поток демонстрантов хлынул в штаб румынских коммунистов. В окнах замелькали фигуры, а на балконе, с которого еще вчера выступал Чаушеску, кто-то размахивал трехцветным полотнищем с вырезанным гербом социалистической Румынии. Затем над крышей медленно поднялся белый вертолет и, сделав вираж над боковой улицей, скрылся из виду. Шло 22 декабря 1989 года, часы показывали 12:08. Так была открыта новая страница в истории Румынии.

Это — цитата из моего репортажа из Бухареста 27-летней давности. Хорошо помню атмосферу ликования в городе. Весть о бегстве Чаушеску на вертолете передавалась из уст в уста. На улицах обнимались и целовались, даже танцевали. Вдоль и поперек по городу мчались самосвалы, набитые повстанцами, те кричали, размахивали флагами. Легковые машины ехали с протяжными гудками, а смеющиеся водители в знак победы высовывали наружу руку с двумя поднятыми пальцами — V.

Но уже к вечеру энтузиазм уступил место смутной тревоге. Под руководством активистов с трехцветными повязками повстанцы стали разводить костры и возводить баррикады. Поперек магистралей разворачивали грузовики и строительную технику. В глазах появился лихорадочный блеск, вооружались чем попало, готовясь к борьбе. С кем?

Стрельба началась ночью и, как пожар в сухом лесу, быстро охватила весь город. Полилась кровь. Никто не мог сказать, кто и с какой целью сеет смерть, но само собой подразумевалось, что это сторонники Чаушеску, которых с легкой руки одного из дикторов «Свободного румынского телевидения» стали называть «террористами». После расстрела Николае и Елены Чаушеску 25 декабря в воинской части в Тырговиште кровопролитие постепенно стихло.

Десять дней боев между революционерами, на сторону которых встала армия, и «террористами», повергли в шок не только Румынию. Революция оказалась совсем не бархатной, а цена поворота от тоталитаризма к демократии — страшной: 1104 погибших, 3352 раненых. Это было самое кровопролитное прощание с коммунизмом в Восточной Европе. Страшно звучал и вопрос, безответно повисший в воздухе: так кто же стрелял в народ?

Прошло 27 лет, но кто были «террористы», стрелявшие в восставший народ и армию в Бухаресте и зачем они это делали, так и неясно. Другое дело, что если вглядеться в те же события на Украине, то очень похоже, что «румынская технология» прижилась
Фото Reuters

Оригинальный жанр

После декабрьских событий 1989-го в румынской прессе получил распространение оригинальный жанр: интервью без ответов. Классическим образцом остается статья известного уже тогда журналиста Иона Кристою «Слишком много вопросов для одного вечера», опубликованная в феврале 1990 года в еженедельнике «Экспресс».

Имелся в виду вечер все того же 22 декабря, когда прибывший на телевидение в окружении единомышленников Ион Илиеску (выпускник МЭИ и Бухарестского политехнического, бывший член ЦК РКП, которого Чаушеску лишил политических постов и назначил директором издательства в 1980-е годы.— «О»), решительно взял бразды правления в свои руки. «Почему обыкновенный директор издательства в водовороте событий повел себя как человек, облеченный некими полномочиями?» — ставил вопрос Кристою. Более того, с какой стати другие участники событий относились к нему как к уже избранному и утвержденному руководителю? А это бросалось в глаза: выступая перед телекамерой, Илиеску в отличие от других ораторов оперировал точными формулировками, излагал политическую программу…

Публикация статьи всего через два месяца после свержения Чаушеску прорвала плотину: хлынула лавина других материалов, авторы которых наперебой обращали внимание на все новые «загадки румынской революции». Кто посоветовал Чаушеску организовать 21 декабря самоубийственный митинг, завершившийся массовым восстанием? Зачем более чем в 10 раз было преувеличено число жертв в Тимишоаре (речь о жестоком подавлении протеста против диктатуры Чаушеску за несколько дней до бунта в столице.— «О»)? Как получилось, что вчера еще всесильный диктатор вынужден был бежать будто заурядный воришка, прибегая к помощи попутных машин и случайных прохожих? В конечном счете все эти бесчисленные вопросы по декабрьским событиям сводились к одному: что же произошло в Румынии — народное восстание или государственный переворот, революция или путч?

Митинг, который Николае Чаушеску собрал в свою поддержку, стихийно перерос в митинг по свержению «тирана»
Фото Reuters

Предлагались — да, по сути, и предлагаются — три варианта ответа: 1) народная революция, 2) заговор внутренней оппозиции, 3) переворот, организованный иностранными спецслужбами. По странному совпадению приверженцам каждой из этих версий было выгодно отстаивать именно ее, так что благородное стремление к правде удачно сочеталось с практическим интересом.

Так, вполне естественным образом люди, которые на волне декабрьских событий пришли к власти, твердо стояли на том, что в Румынии была народная революция. «Это было прежде всего восстание масс против Чаушеску»,— утверждал Ион Илиеску, избранный президентом Румынии в 1990 году.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бессонница разума Бессонница разума

Где эксперименты не остановятся даже во время боя курантов

Огонёк
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
В поисках Моны Лизы В поисках Моны Лизы

Юрий Шевченко отправился в Португалию, чтобы написать этюды иберийской природы

Дилетант
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
«Не умеют слушать»: как работать с такими коллегами и руководством «Не умеют слушать»: как работать с такими коллегами и руководством

Мы стремимся донести до коллег точку зрения, однако нас не слышат. Что делать?

Psychologies
Владимир Сурдин: «Ангара» получилась чистая, летает на керосине Владимир Сурдин: «Ангара» получилась чистая, летает на керосине

В чем преимущества «Ангары» перед «Протоном» и «Союзом», долетит ли она до Луны?

СНОБ
Молодые самцы лазоревок уступили чужих самок старшим сородичам Молодые самцы лазоревок уступили чужих самок старшим сородичам

В отсутствии старших самцов лазоревок репродуктивный успех молодых увеличился

N+1
Приложения для похудения: какое лучше, отзывы экспертов Приложения для похудения: какое лучше, отзывы экспертов

Как подсчитать калории и выбрать нужные упражнения с помощью смартфона

РБК
11 лучших и интересных сериалов по книгам в жанре фэнтези 11 лучших и интересных сериалов по книгам в жанре фэнтези

Фэнтезийные сериалы, достойные своего литературного первоисточника

Maxim
Китай: наполовину запланированный кризис Китай: наполовину запланированный кризис

Что происходит с экономикой Поднебесной

Деньги
Атмосферное фэнтези: 7 книг с уникальными мирами Атмосферное фэнтези: 7 книг с уникальными мирами

Фэнтези-книги с атмосферными и проработанными мирами

Maxim
В предчувствии конца. Алексей Поляринов: «Кадавры» В предчувствии конца. Алексей Поляринов: «Кадавры»

Отрывок из романа «Кадавры» о мучительном предчувствии конца света

СНОБ
Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу

Плавание оборотов при отпущенной педали газа часто является признаком неполадок

РБК
Александр Цыпкин: «Я не читаю свои рассказы ни за какие деньги, когда люди сидят за столами и едят. Ну, пока не читаю» Александр Цыпкин: «Я не читаю свои рассказы ни за какие деньги, когда люди сидят за столами и едят. Ну, пока не читаю»

«С детских лет меня особо привлекала приключенческая литература»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении