Однажды Дания поставила эксперимент над детьми из Гренландии, лишив их языка и семей. Спустя 70 лет пришлось извиняться
Юных «островитян» забрали у родителей, отправив в приёмные семьи и детдом — это неизбежно повлияло на их жизни, отношения и самоидентификацию.

В 1951 году власти Дании и Гренландии, а также две благотворительные организации затеяли эксперимент, который должен был объединить культуру страны и её колонии, а также дать образование 22 гренландским детям. Только всё пошло не по плану: вместо сирот отобрали детей у неполных семей, лишив их связи с близкими, а желание научить их датскому языку зашло так далеко, что те забыли родной. Ухудшало ситуацию то, что ни родители, ни дети не знали, что участвуют в эксперименте — это стало известно спустя десятилетия.
Потеря культурной идентичности тяжело повлияла на судьбы участников: они разорвали контакты с семьёй, постоянно подвергались издевательствам со стороны сверстников, считали себя чужими в обеих странах и окончательно потеряли связь с родиной. Во взрослой жизни они страдали психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией и суицидальными мыслями — один из них совершил самоубийство.
70 лет власти Дании не извинялись перед невольными участниками эксперимента, но в конце 2020 года премьер-министр всё-таки признала проблему, опубликовав большой отчёт о том, что же тогда произошло с детьми. TJ изучил его и теперь пересказывает.
Начало эксперимента стало для Дании большим событием — его представляли как «великое приключение сирот»
7 июня 1951 года корабль с 20 детьми из Гренландии прибыл в порт Копенгагена. Они стали главным объектом внимания в стране — их встречали 156 журналистов, выпустивших газеты с заголовками вроде «Великое приключение 20 маленьких гренландцев». Так тысячи датчан узнали о проекте Red Barnets («Спасите детей»).
Указывалось, что после обучения в Дании дети вернутся в Гренландию, где смогут стать учениками двуязычных школ, а проект в случае успеха продлят. В газетах писали, что такая инициатива улучшит отношения и сблизит народы Гренландии и Дании, а также даст возможность маленьким гренландцам приобщиться к европейской культуре и распространить её на своём острове.

Спустя несколько дней в Данию прибыли ещё двое детей, после чего в газетах вновь появились материалы, представляющие эксперимент с детьми как весёлое приключение. Например, был заголовок «Не стоит волноваться, они счастливы и получают хорошую еду» и подпись к фото «Загорелые и счастливые дети на мирной ферме в Зеландии».
Вдобавок, в газетах распространяли неверную информацию о том, что у детей нет семей, а все они прибыли в Данию из сиротских приютов. Однако большинство детей не были сиротами — часть из них забрали из их семей на родине.
Как отбирали детей для эксперимента
Для эксперимента властям требовалось 20 детей-сирот шести-семи лет с отменным здоровьем и развитым интеллектом. Гренландское министерство обратилось в местные духовенства, однако один за другим священники отвечали, что по таким критериям детей найти не смогут. Авторов проекта просили расширить возрастные рамки а также спрашивали, можно ли вместе с сиротами брать детей без отцов из бедных семей.
14 и 9 — Столько мальчиков и девочек 4-9 лет отобрали для эксперимента в итоге.
В отчётах толком не написали о состоянии здоровья и уровне интеллекта детей, однако часть из них перед отъездом в Данию лечилась в больницах. Только шестеро из 22 детей были сиротами, десять не имели отца и семь — матери. Родителям сообщали, что они, возможно, не смогут видеть своих детей в течение нескольких лет.
Дети должны были прожить год в Дании: полгода в лагере и полгода в приёмной семье. Затем их должны были вернуть в Гренландию и поселить в специально построенный «Красным крестом» приют — выйти они могли после окончания младшей школы и по достижении 14 лет.
Важно, что ни родители, ни дети, не знали о том, что происходящее — это эксперимент властей.
Дети полгода жили в «лагере отдыха» — оказалось, это был карантин
Гренландских детей поселили в курортной зоне Федгарден на полуострове Феддет недалеко от города Факсе — её арендовала организация «Спасите детей». В «лагере отдыха» дети должны были адаптироваться к новой среде, сильно отличающейся от пейзажей в Гренландии: в Дании были высокие деревья, цветы, животные и много автомобилей. «Во многих смыслах мир, в котором они находились, был для них совершенно новым», — писали в отчётах.
Организация «Спасите детей» хранила данные о пребывании детей в Дании и об их жизни в приёмных семьях. Большая часть архивов была утеряна: как позже признала сама организация, это могло произойти намеренно. Сохранились обрывки данных о закупках вещей, продуктов и игрушек в лагере, а также о жизни детей в приёмных семьях. Большинство детей либо ничего не помнят о своём пребывании в Федгардене, либо помнят мало.
«Когда мы подошли ближе, я поняла, что это деревья [а не горы]. Мы действительно не знали, что это такое. Но они были высокими, зелёными и живыми», — рассказала участница эксперимента Хелен Тизен. В лагере дети также столкнулись с языковыми сложностями, ведь большая часть персонала говорила на датском — языке, который дети раньше не слышали.
Одна из гренландских девочек Хелен Тизен рассказала, что на деле дети оказались в карантине: «Ферма была настолько удаленной, что мы никогда не видели других домов. Мы были помещены в карантин, потому что это был первый раз, когда группа маленьких детей из Гренландии прибыла в Данию. Были опасения, что у нас может быть что-то заразное».
Проект был таким знаковым для страны, что детей даже посетила королева Дании Ингрид Шведская. Однако её визит не вызвал у них восторга, так как большинство из них не понимали, что происходит, и хотели домой, рассказала Тизен. «Я была невероятно расстроена и всё время ходила с очень серьёзным видом. Вы можете увидеть это на фотографии, где мы все собрались вокруг королевы: никто из нас не улыбается», — добавила женщина.

В отчёте говорится, что за здоровьем детей внимательно следили — их хорошо кормили, регулярно осматривали врачи и лечили стоматологи. Учёбы в лагере не было, так как основной целью была адаптация к новым условиям. Дети пробыли в Федгардене с июля по ноябрь, а затем отправились в приёмные дома, где должны были жить полгода.
В Дании гренландский психолог Кнуд Бинзер дважды протестировал участников эксперимента на интеллект. В первый раз он разделил 17 детей на категории: подходящий (шесть детей), возможно подходящий (семеро) и неподходящий (четверо). Во второй раз он исследовал изменения, произошедшие за несколько месяцев пребывания в Дании. Правда, автор посоветовал не считать результаты теста полностью достоверными, так как его разработали не для гренландских детей. К тому же они жили в неестественных для себя условиях.
Точные цели исследования не ясны, но судя по всему, они нужны были для определения способностей детей к изучению датского языка, в зависимости от чего их распределяли по классам в школе.
Распределение в приёмные семьи
Приёмные семьи для участников эксперимента искали сотрудники «Спасите детей». Одна из семей сама захотела приютить ребёнка ещё до его приезда в Данию, другие имели контакты в организации или были выходцами из Гренландии. Детей в приёмных семьях должны были регулярно посещать инспекторы.
К приёмным семьям тоже было приковано внимание общественности. «Спасите детей» в 1952 году опубликовало письмо, в котором говорилось, что все дети находятся в хороших условиях: «Было большой радостью увидеть, насколько хорошо они чувствуют себя в приёмных домах, а также насколько счастливы приёмные родители за них». Однако тогда не сообщили, что одну из девочек забрали из семьи и передали другой из-за возникших проблем с родителями.