Одна и счастлива: что такое «партнерство с собой»
Британская актриса Эмма Уотсон обозначила свой романтический статус как «партнерство с собой». Этот термин — всего лишь новое название явления, которое распространяется во многих странах. Вместе с социологом Элиакимом Кислевым попробуем разобраться, что это такое и какие ценности подразумевает.
Британская актриса Эмма Уотсон, сыгравшая Гермиону Грейнджер в фильмах о Гарри Поттере, недавно всполошила поклонников заявлением о своем статусе. Приближающаяся к своему тридцатилетию женщина в интервью назвала себя не одинокой, а Self-partnered, что можно перевести на русский как «в отношениях с собой» или «в партнерстве с собой».
Актриса заявила, что не понимает давления и суеты, которая традиционно окружает этот возрастной рубеж, однако и сама начала испытывать стресс и беспокойство по поводу предстоящего дня рождения. Она сказала в интервью: «Если вы не построили дом, если у вас нет мужа, нет ребенка и вам исполняется 30 лет, а при этом ваша карьера не достигла какого-то невероятно безопасного и стабильного уровня и вы еще продолжаете выстраивать отношения с миром, это причиняет невероятное беспокойство».
На вопрос об отношениях она ответила: «Я счастлива в одиночестве. Потребовалось долгое время, чтобы осознать это, но мне на самом деле так очень хорошо. Я называю это партнерством с собой».
Что это такое?
Американский социолог Элиаким Кислев считает, что это больше, чем просто любопытный неологизм. По его мнению, речь идет о новой самоидентификации, которая довольно быстро становится популярной. «Люди устали от клейма «одинокий» — в английском single. Как показали исследования, многие ошибочно воспринимают его как тоскливый, отчаянный, непривлекательный и даже антиобщественный», — пишет ученый.
На статусы в социальных сетях и в официальных документах оказывают влияние культурное определение и субъективное восприятие понятия одиночества в нашем гетеронормативном мире. Это означает, что по умолчанию все люди гетеросексуальны и должны соответствовать сложившимся идеалам семейной жизни.
В таком ключе одиночество или статус «single» рассматривается как девиация или личностная неполноценность. «В последнее время в понятиях о том, что считается ожидаемой нормой в области семейных отношений и брака, происходят сдвиги, — замечает Элиаким Кислев. — Людям открываются новые возможности, связанные с их самоопределением».
Собственно идентичность больше не рассматривается как фиксированная категория, в ней можно увидеть отдельный процесс осмысления. И определения себя с понятием «одиночка» сегодня на подъеме.