Одиночество и первая любовь в позднем СССР: в прокат вышел фильм «Асфальтовое солнце»
В прокат выходит «Асфальтовое солнце» — ностальгический фильм о школьнике из восьмидесятых, переживающем предательство эмигрировавшего на Запад отца. О том, как режиссер Илья Хотиненко осваивает нишу подросткового кино, рассказывает кинокритик Тимур Алиев
Старшая школа, Артем Белов (Артем Фадеев) — среднестатистический советский подросток начала 1980-х. Ему 15 лет, и он находится на этапе юношеского бунта: немного перечит маме, много учителям и крайне много сверстникам. Предметом роскоши в среде его одноклассников считаются вещи из капиталистического Запада: пластинки с иностранной музыкой, жевательные резинки, роликовые доски (так называли скейтборд, о котором в СССР едва начали узнавать).
Артем уже не ребенок, но еще не взрослый, однако очень хочет поскорее им стать. Лучший друг парня — отец (Олег Ягодин), который когда-то мечтал стать новым Джоном Ленноном, но судьба сложилась иначе. Мир окончательно и бесповоротно меняется, когда отец Артема — его важнейший якорь в этом мире и образец для подражания во всем — уезжает в Великобританию, решает бросить семью и стать «невозвращенцем». Пытаясь пережить предательство, Артем увлекается ездой на роликовой доске, которую перед этим собирает в гараже со школьным товарищем.
Взросление подростков — ниша, которую только за последние месяцы в прокате освоили сразу несколько кинематографистов. Александр Хант в «Межсезонье» заговорил о тяжелой судьбе подростков в регионах и их стремлении жить здесь и сейчас. Юлия Трофимова подарила зрителям сказочную «Страну Сашу», герои которой влюбляются друг в друга в приморском городе. Илья Хотиненко, режиссер «Асфальтового солнца», перемещается во времени, обращаясь к молодому поколению эпохи заката Страны Советов.