Обмен франшизами: как бренды России и Белоруссии осваивают соседний рынок
Планы по выводу франшиз на белорусский рынок есть у многих российских брендов, убедился Forbes. Даже российский ювелирный бренд «Адамас», несколько лет назад отказавшийся от франчайзинга на родине, готов возродить эту схему работы в соседней стране. Компании из Белоруссии тоже ищут партнеров в России. Взаимный интерес предпринимателей стал настолько заметным, что чиновники двух стран обещают запустить единый каталог франшиз Союзного государства.
Российский ювелирный бренд «Адамас» открыл свой первый магазин в Минске и пообещал до конца 2025 года добавить к этому еще девять точек в Белоруссии. Первые 10 магазинов в республике будут собственными, так как сейчас компания сосредоточена на контроле за всеми аспектами бизнеса, рассказал Forbes гендиректор сети Владислав Головкин. Но так как «Адамас» регулярно получает запросы на франшизу в Белоруссии, то после проработки всех бизнес-процессов с учетом локальных особенностей и ассортимента компания будет готова к диалогу с потенциальными партнерами, пообещал он. «Мы видим большие перспективы этой модели», — объяснил топ-менеджер. При этом в России компания несколько лет назад закрыла программу франчайзинга и сейчас все 205 магазинов сети принадлежат ей.
По менталитету и культуре российский и белорусский рынки очень близки, поэтому взаимный интерес франчайзеров и франчайзи из двух стран оправдан и планы по выходу на соседний рынок есть у многих, говорит вице-президент Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко. Условия работы по франчайзингу в двух странах очень похожи, отмечает он: паушальный взнос — около 10% от общего объема инвестиций, и примерно одинаковый срок окупаемости. Только порог входа ниже: если в России средний взнос около 500 000 рублей, то в Белоруссии — около 300 000 рублей, и разница в инвестициях сопоставимая.
«Когда в Белоруссии в 2014-2015 годах начался активный рост франчайзинговых сетей, преобладали как раз российские концепции», — вспоминает председатель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева. Сейчас, по данным ассоциации, в стране работает 730 франшиз, из них около 300 — белорусских и около 270 — российских, а остальное приходится на концепции из СНГ, Европы и Азии.
В России же, по данным РАФ, работает 3200 франчайзинговых сетей, в которые входит в общей сложности 50 000 точек.
Но на деле российских франшиз может быть и больше — их сложно подсчитать, потому что многие компании из России не обращают внимания на разницу правовых режимов и не регистрируют свои договоры с белорусскими партнерами по законодательству республики, объясняет Леонтьева. В Белоруссии не используются для франчайзинга распространенные в России договоры концессии, поэтому в статистику они не попадают, вместо них партнеры должны заключать договор комплексной предпринимательской лицензии, уточняет председатель «Белфранчайзинга».
Как российские бренды собираются в Белоруссию
Российская сеть гриль-баров «ШалыкOFF» сейчас ищет франчайзи в Белоруссии, запустив соответствующую рекламную кампанию в рекламной сети «Яндекса» и в «Яндекс Директ», рассказал Forbes совладелец сети Захар Кусков.
«Белорусский рынок почти не отличается от российского, — объясняет он. — Возможно, адаптируем часть меню. Например, в Казахстане, где мы уже работаем, ввели в меню шашлыки из конины. В Белоруссии, возможно, добавим драники, хотя на самом деле сначала исследуем потребительские предпочтения — не поддаемся ли мы власти стереотипов». Но 80% меню будет сохранено, уверен Кусков.