«Нужно держаться вместе». Как бизнес осваивает взаимопомощь
Кризисный момент показал, что удержаться на плаву малому бизнесу помогает сообщество — коллег, клиентов, друзей и просто неравнодушных людей. А ценность обрели не только деньги, но и знания или совет опытного ментора.
Помоги просто кому не просто», — призывает актер Никита Еленев в ролике проекта #Кооперация — онлайн-платформы, объединившей ресурсы для поддержки локального бизнеса, от кофеен за углом до небольших книжных магазинов, где, как водится, только и можно найти «ту самую» книгу, тираж которой уже давно распродан. Не все из них с надеждой смотрят в будущее: по данным мониторинга бизнес-омбудсмена Бориса Титова, лишь 13,4% опрошенных предприятий малого и среднего бизнеса к концу мая были уверены, что смогут продолжить работу после карантина. А значит, для многих из нас возвращение в офис может пройти без привычного утреннего латте, захваченного по пути, или свежеиспеченного круассана.
Но инициативы, подобные #Кооперации, помогают закрытым на карантин кафе, магазинам и творческим мастерским не потерять cвязь со своими клиентами. И если во время предыдущих кризисов побеждал сильнейший, то сегодня шанс на выживание есть у тех, кто способен кооперироваться: вчерашние конкуренты делятся информацией друг о друге в своих социальных сетях, онлайн-школы запускают бесплатные курсы для предпринимателей, а крупный бизнес — проекты для поддержки малого предпринимательства.
Урок географии
Время пандемии стало звездным часом агрегаторов ресторанов, а курьеры в зеленых и желтых куртках превратились в главных героев опустевшей Москвы. Список заведений, присоединявшихся к мобильным приложениям для доставки еды, обновлялся чуть ли не ежедневно, вот только небольшие магазины, флористические студии, салоны красоты и барбершопы (многие из которых наладили доставку различной продукции) все еще были отрезаны от потенциальных клиентов. Тогда начали появляться платформы, консолидирующие самые разные сферы бизнеса.
Одним из первых запустился сайт SupportLocal, идея которого пришла маркетологу, ресторатору и автору Telegram-канала «СысоевFM» Александру Сысоеву. К платформе, позаимствовавшей свое название у международного движения #supportlocal (в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с этим хештегом сделано около 15 млн публикаций), подключены бары, рестораны, отели, спортивные студии, салоны красоты и другие бизнес-единицы Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и еще более 30 городов. Каждая из них нанесена на карту, и у пользователей сайта есть возможность заказать доставку у заведений из своего района. Кроме того, SupportLocal помогает предпринимателям наладить процесс доставки или выпустить сертификаты на услуги. Всего за две недели работы ресурса на картах SupportLocal.ru появилось около 1400 точек, а страницу посетили почти 60 тыс. человек.