Режиссер и реформатор театра рассуждает о смерти и страхе сойти с ума

NuméroКультура

Culture

Режиссер | Director

Штефан Кэги
Stefan Kaegi

Режиссер компании Rimini Protokoll и реформатор современного театра рассуждает о смерти и страхе сойти с ума

Rimini Protokoll's director who challenges contemporary theatre rules contemplates death and fear of madness

Интервью: Мария Комарова
Фото: Владимир Васильчиков

Постановки немецкой театральной команды Rimini Protokoll спектаклями можно назвать условно. Скорее, они похожи на смесь из игр, соцопросов и посиделок с друзьями, а актеров в них нет никогда. В Москве Rimini ставили Remote — квест по городу в наушниках, «В гостях. Европа» — сбор зрителей за столом для обсуждения политики и Cargo — путешествие на грузовике под рассказы дальнобойщика о его суровых буднях. В октябре на фестивале «Территория» мы увидим новую работу Rimini.

Рубашка, Prada. Пальто, Paul Smith.

Вы делаете «Наследие. Комнаты без людей» — инсталляцию из восьми пространств. В каждом с помощью вещей, видео, аудио — как угодно, но только без актеров — реальный человек, который скоро умрет, рассказывает историю своих отношений со смертью. Почему вы взялись за такую мрачную тему?

На самом деле проект не о смерти, а о том, что люди оставляют после ухода. У Надин Гро, например, был рассеянный склероз — эта болезнь прогрессирует, улучшения невозможны. Надин француженка, и во Франции по закону ты не можешь решать, когда умереть, — ты должен оставаться в больнице и стараться жить. Надин несколько раз пыталась покончить с собой, но когда ты стар и слаб, это не так легко. Когда мы встретились, она готовилась ехать в Швейцарию на эвтаназию (я нашел Надин через организацию, которая все это устраивает). У нее оставалось две недели жизни. Мы говорили с ней о том, что для нее значит уход, и обсуждали, какой она хочет видеть свою комнату в «Наследии». В результате мы проигрываем там ее пение: Надин всегда хотела выступать, но муж не позволял ей, и она стала секретарем. В записи Надин обращается к аудитории: «Теперь я стала певицей, хотя меня больше нет».

Инсталляция «Наследие. Комнаты без людей»

Мы несем ответственность за свою жизнь, но по закону не можем выбирать, когда ее закончить. Почему?

Это большой вопрос. Христиане скажут, что не нам выбирать, когда умереть, потому что жизнь нам дал бог. Кто-то скажет, что мы не можем решать, потому что жизнь нам дана природой... Но возраст смерти — во многом искусственный, мы постоянно продлеваем жизнь с помощью медицины. Мне 44 года. 120 лет назад, по статистике, я был бы мертв. А сейчас ученые говорят, что люди, которые проживут 150 лет, уже родились. И это вопрос: готовы ли мы к такой долгой жизни. В «Наследии» есть комната мистера Фраковяка. Он нейролог, всю жизнь работал с пациентами со старческой деменцией. Теперь он состарился и сам может сойти с ума. Он сказал: «Я видел своих пациентов. Я видел, как моя мать потеряла контроль над разумом, забыла, кто она, и не понимала, какой сейчас год. И я не хочу, чтобы мое тело продолжало жить, когда мой разум мертв».

А вы боитесь сойти с ума в старости?

Не очень. Я позволяю всему идти своим чередом. Мне интересен новый опыт, я не уверен, что надо избегать ситуаций, которые меня пугают. Но при этом я могу понять Фраковяка. Я хотел включить в «Наследие» героя, который говорил бы о смерти и мозге как ученый, ведь есть много теорий о том, как мы сможем загрузить сознание в интернет и жить в виртуальной реальности.

Вам нравится такая перспектива?

Я не верю в то, что нас можно превратить в искусственный интеллект. Но думаю, что привычное отношение к смерти и ее атрибутам изменилось. Например, потеряли смысл кладбища, потому что члены семей сейчас живут в разных странах и на разных континентах. Я никогда не навещаю могилу матери.

Рубашка, Prada. Пальто, Paul Smith

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новое чувство Новое чувство

Интервью с Юлией Ковальчук

Домашний Очаг
Зависит ли здоровье от погоды? Зависит ли здоровье от погоды?

О том, существует ли на самом деле метеозависимость, мы поговорили с экспертом

Домашний Очаг
@buzova86 12,6m followers @buzova86 12,6m followers

Мы собрали боли и хвори редакции и попросили у Ольги Бузовой совета, как жить

Numéro
«Из жизни ребенка исчез интересный взрослый» «Из жизни ребенка исчез интересный взрослый»

Как создать школьнику ситуацию развития

Русский репортер
«От отца к сыну»: почему в Италии любят свою работу «От отца к сыну»: почему в Италии любят свою работу

Кто-то находит смысл в работе, когда выполняет ее своим особым способом. Кто-то стремится стать лучшим и постоянно учится. У итальянцев есть свой рецепт: чтобы работа приносила радость, она должна присутствовать в жизни с детства! Джанни Мартини, владелец итальянской винодельческой компании «Фрателли Мартини» и бренда Canti, рассказал о своем опыте.

Psychologies
Клиповое создание Клиповое создание

Рэпер Фараон рассказал Сергею Минаеву о Курте Кобейне и трудностях взросления

Esquire
Завтра я первоклассник! Завтра я первоклассник!

Eще чуть-чуть – и твой малыш будет первоклассником

Лиза
Шарлиз Терон: «Я не буду судиться  с тем, кого любила» Шарлиз Терон: «Я не буду судиться  с тем, кого любила»

У нее есть дети, «Оскар», красота, почетное звание амбассадора Dior, большая любовь в прошлом и, возможно, в будущем. А еще – трагический опыт, разочарования, неудачи… У нее есть все, что человек может получить от жизни. И в свои 42 она этого не отрицает. Она принимает мир таким, какой он есть. Чтобы попытаться его улучшить.

Psychologies
Мосс в строй Мосс в строй

Модель Лотти Мосс стала совсем большой и прекрасной со всех сторон

Tatler
Александр Ревва: Теперь я знаю о женщинах все!!! Александр Ревва: Теперь я знаю о женщинах все!!!

О том, кто на самом деле скрываетcя под маской секс-символа Артура Пирожкова

Лиза
По другим правилам По другим правилам

Быть женщиной сегодня куда интереснее, перспективнее и безопаснее

Добрые советы
Вода из воздуха Вода из воздуха

Как израильский стартап может разрядить напряженность на всем Ближнем Востоке

Огонёк
Право на интернет Право на интернет

Сеть как поле борьбы за свободу и за тотальный контроль

Русский репортер
Бедный богатый мальчик Бедный богатый мальчик

Как должен выглядеть сексуально привлекательный богач

GQ
Выберите себе мужчину Выберите себе мужчину

Коуч Алексей Ситников учит читательниц «Татлера» оценивать кандидатов

Tatler
Я не бездельница Я не бездельница

Залогом счастливой жизни Юлия Высоцкая называет свободу и ответственность

Добрые советы
Как сберечь свои деньги? Как сберечь свои деньги?

5 ошибок начинающего инвестора

Лиза
Дурят вашего брата! Дурят вашего брата!

Максим Галкин о модных коллаборациях

L’Officiel
Хочу, чтоб ты меня любила Хочу, чтоб ты меня любила

Один из рассказов американского писателя Вьет Тхань Нгуена

Esquire
Дамы арабского мира Дамы арабского мира

Место женщины в мусульманских странах — вопрос спорный

L’Officiel
Карло Ратти и его искусство смешивать Карло Ратти и его искусство смешивать

Итальянский профессор знает, как объединять технологии с жизнью и искусством

Популярная механика
Это шантаж! Это шантаж!

Когда эмоциональным шантажом занимаются те, кто нам близок и дорог

Elle
Ах, какое блаженство Ах, какое блаженство

У Блейк Лайвли есть все, что нужно, чтобы называться совершенством

Glamour
Кто поможет купить машину? Кто поможет купить машину?

В России заработали давно обещанные властями программы по льготным автокредитам

АвтоМир
Выйти из декрета Выйти из декрета

Ребенок уже подрос, а мысль о возвращении в ряды работающих мам все равно пугает

Домашний Очаг
Какой будет мода будущего? Какой будет мода будущего?

Будущее: одежда из апельсинов, «умные» сумки или тотальная унификация?

Numéro
Большие игрушки Большие игрушки

Они преодолевают такие препятствия, какие старшим товарищам не по зубам

Популярная механика
Я в домике Я в домике

Мария Захарова впервые дает интервью глянцевому журналу

Tatler
Шут­ки в сторону Шут­ки в сторону

Су­пер­звез­да ин­ста­гра­ма, ак­три­са Ири­на Гор­ба­че­ва

Vogue
Футуристы от моды Футуристы от моды

Оптимистичные идеи футуризма. Кто является продолжателем сегодня?

Numéro
Открыть в приложении