Новая опера

Кого из оперных режиссеров стоит знать? Разбираемся вместе

NuméroКультура

Новая опера

Лето — время не только вечеринок под открытым небом с инди и фуд-кортами, но и главный сезон для классической музыки: в июле открываются крупнейшие академические фестивали в Эксан-Провансе и Зальцбурге. В этом году туда выедет российский десант. В Австрии сыграет дирижер Теодор Курентзис, а во Францию с новой постановкой «Кармен» приедет режиссер Дмитрий Черняков, за работами которого точно нужно следить. Кого еще из оперных режиссеров стоит знать? Разбираемся с главными именами (спойлер: париков, нафталиновых костюмов и выразительно выпученных глаз в их постановках вы не увидите)

Текст Мария Комарова

Питер Брук

Что такое традиционная опера? Тонны декораций, богато расшитые исторические костюмы, «неживой» грим, застывшие позы на сцене. Что такое опера одного из главных режиссеров современности Питера Брука? Минималистичные наряды, певцы, которые двигаются и ведут себя не как поющие статуи, а как живые люди, и «пустое пространство» — главная находка режиссера, которая без преувеличения изменила траекторию развития театра ХХ века. Дело в том, что Брук первым очистил сцену от всего лишнего: в его постановках, начиная с 1960-х (да-да, корифею уже 92 года), — пустая сцена с темным задником и минимум реквизита: «Я хочу, чтобы герои могли рассказать историю без всяких проекций, конструкций, видео или вращающихся декораций», — говорит он. Другая знаменитая категория Брука — «Священный театр»: «Хочу, чтобы люди, сидящие в зале, ощутили реальное присутствие невидимого. Это очень просто звучит, и этого очень трудно достичь», — продолжает режиссер. Результат его усилий — превращение опер в светские мессы, на которых у слушателей случаются чуть ли не религиозные прозрения: настолько красивыми и одухотворенными оказываются «Кармен», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» в его трактовке.

«Волшебная флейта» Брука — идеальное воплощение его идеи «пустого пространства», перевернувшей театр ХХ века

Питер Селларс

Селларс — первый режиссер, который привел в классическую оперу современную политику. Действия «Дон Жуана» в его трактовке происходит вовсе не в XVIII веке, а в Гарлеме среди драгдилеров. «Свадьба Фигаро» — это история обезумевшего от власти человека, который думает, что может делать что угодно с окружающими. Да, действие происходит в Trump Tower. Нет, это не актуальное политическое высказывание 2017 года — постановке уже 29 лет.

Особенно часто мишенью Селларса становится американская внешняя политика. Режиссера часто спрашивают, не может ли он сказать хоть что-то хорошее о США в своих спектаклях. «Я люблю Америку, поэтому и критикую», — парирует он. Что касается возмущения традиционалистов его трактовками классики — Питер утверждает, что музыка всегда была связана с политикой: Бетховен писал сонаты во славу Наполеона, а Моцарт был придворным композитором, и в его операх тема власти присутствует постоянно — просто со временем это забылось. Получается, добавляя политику в классические произведения, Селларс возвращает им изначально заложенный смысл. Посмотреть на его работу можно и в России — «Королева индейцев» идет в Пермском оперном.

Опера «Никсон в Китае» в постановке Селларса рассказывает о визите американского президента в коммунистическую страну в 1972 году

Кшиштоф Варликовский

Про поляка Варликовского нужно знать две вещи. Первая: его постановки обвиняли в том, что они слишком эстетичные. Вторая: его заботят права меньшинств и проблемы гендера. Вывод: к финалу его оперы превращаются почти в дрэг-квин-шоу. «Коронация Поппеи» завершается появлением императора Нерона и его жены в виде трансвеститов, «Король Рогер» (действие которого, согласно либретто, разворачивается в XII веке) начинается с того, что один из персонажей колется героином, а главный герой постановки (в оригинале — пастух-язычник) оказывается проституткой, не определившейся со своей идентичностью. Сексуальные мотивы Варликовский перемешивает с лекциями по философии, которыми он запросто прерывает оперу, — баланс экспрессии и рациональности дает на выходе злободневный социальный комментарий. «Все мои спектакли — это вопросы о состоянии современного общества. Но ответов у меня нет. Не знаю, может ли художник или его творчество дать ответ. Он может только поделиться своим беспокойством. У меня и по поводу себя не самые лучшие мысли, так как я могу иметь идеи по поводу общества?» — признавался режиссер в интервью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я в кризисе Я в кризисе

Психологи о детских кризисах года, трех и семи лет

Домашний Очаг
Что такое «сон красоты» и почему он нужен всем? Что такое «сон красоты» и почему он нужен всем?

Все слышали о том, что взрослому человеку необходимо спать 7–9 часов в сутки. Ночной отдых такой продолжительности специалисты окрестили «сном красоты». И это не просто образное выражение. Польза такого сна для внешности доказана научно.

Psychologies
Красивая и несмелая Красивая и несмелая

Почему первая леди США Мелания Трамп остается на вторых ролях

Tatler
Volkswagen Arteon Volkswagen Arteon

Arteon – то что надо для России?

АвтоМир
Сеть против свободы слова Сеть против свободы слова

Интернет хотят ограничить не только в Китае, но и на Западе

CHIP
Следите за руками Следите за руками

Николь Кидман и ее способы выглядеть супер-секси в пятьдесят

Tatler
Вторая жизнь Владимира Набокова Вторая жизнь Владимира Набокова

Возможно, не все знатоки бабочек читали его книги, но его имя им хорошо знакомо

GEO
Подлинная история GTA Подлинная история GTA

Несколько глав из книги Д. Кушнера

Игромания
Coverstory: Сергей Шнуров Coverstory: Сергей Шнуров

Интервью с Сергеем Шнуровым

SNC
Признаюсь, я жил… Признаюсь, я жил…

Игорь Шулинский вспоминает, к чему в эпоху 1990‑х могла привести любовь к поэзии

GQ
Пропали с радаров Пропали с радаров

Где же теперь те, кто блистал в нефтяные нулевые и лихие девяностые?

L’Officiel
История любви История любви

Интервью с американской певицей Александрой Сэвиор накануне ее концерта в Москве

Vogue
Как по нотам Как по нотам

Принцесса Black Star Кристина Си с легкостью собирает аншлаги на концертах

Glamour
Екатерина Волкова: «Если искры не летят, то какая же это любовь?!» Екатерина Волкова: «Если искры не летят, то какая же это любовь?!»

Интервью с Екатериной Волковой

Лиза
Mazda3 Mazda3

На вторичном рынке решает не облик, а надежность и неприхотливость конструкции

АвтоМир
Про любовь Про любовь

Как небольшая мастерская превратилась в крупную промышленную компанию

AD
Toyota Prius Toyota Prius

Самый популярный в мире гибридный автомобиль сменил поколение

АвтоМир
Балтийское средневековье Балтийское средневековье

Любек – старый европейский город с комфортной туристической инфраструктурой

GEO
Человек из Кемерова Человек из Кемерова

Андрей Панин: «Здравствуйте, меня зовут Андрей... Но я и на Ивана откликаюсь»

GALA Биография
Увольняют? Не сдавайся без боя! Увольняют? Не сдавайся без боя!

Самые распространенные ситуации и лучшие способы самозащиты

Лиза
История мира Prey История мира Prey

Если б не было холодной войны

Игромания
«У вас есть лучший друг. Это вы сами» «У вас есть лучший друг. Это вы сами»

Сегодня много говорят о том, что нужно принимать себя таким, какой вы есть. Некоторые легко с этим справляются, другим не удается вовсе – как можно полюбить свои слабости и недостатки? Принятие вовсе не означает одобрение, объясняет психотерапевт Светлана Кривцова. Главное – у вас есть тот, кто всегда на вашей стороне. Вы сами.

Psychologies
«Любимые» грабли «Любимые» грабли

Почему-то мы не учимся на своем печальном опыте

Лиза
Приручить вертикаль Приручить вертикаль

Можно ли управлять с помощью живых людей, а не только бумаг

Русский репортер
Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду» Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду»

Почему на телевидении вместо творчества царит «супермаркет»? Как защититься от информационной пушки? Юрий Грымов, режиссер спектакля «О дивный новый мир», обеспокоен воздействием медиа на наше сознание и предлагает свой способ ему противостоять.

Psychologies
Легка на подъем Легка на подъем

Знакомьтесь: Юлия Барановская – телеведущая, мама троих детей, красивая женщина

Домашний Очаг
Любовь и Голуб Любовь и Голуб

Воспоминания о Марине Голуб

GALA Биография
Шёпот смерти Шёпот смерти

Оружие с глушителями

Популярная механика
Звёздный балаган Звёздный балаган

История съёмок «Новой надежды»

Мир Фантастики
Главная роль Главная роль

Елизавета Боярская в роли Анны Карениной

Домашний Очаг
Открыть в приложении