Кого из оперных режиссеров стоит знать? Разбираемся вместе

NuméroКультура

Новая опера

Лето — время не только вечеринок под открытым небом с инди и фуд-кортами, но и главный сезон для классической музыки: в июле открываются крупнейшие академические фестивали в Эксан-Провансе и Зальцбурге. В этом году туда выедет российский десант. В Австрии сыграет дирижер Теодор Курентзис, а во Францию с новой постановкой «Кармен» приедет режиссер Дмитрий Черняков, за работами которого точно нужно следить. Кого еще из оперных режиссеров стоит знать? Разбираемся с главными именами (спойлер: париков, нафталиновых костюмов и выразительно выпученных глаз в их постановках вы не увидите)

Текст Мария Комарова

Питер Брук

Что такое традиционная опера? Тонны декораций, богато расшитые исторические костюмы, «неживой» грим, застывшие позы на сцене. Что такое опера одного из главных режиссеров современности Питера Брука? Минималистичные наряды, певцы, которые двигаются и ведут себя не как поющие статуи, а как живые люди, и «пустое пространство» — главная находка режиссера, которая без преувеличения изменила траекторию развития театра ХХ века. Дело в том, что Брук первым очистил сцену от всего лишнего: в его постановках, начиная с 1960-х (да-да, корифею уже 92 года), — пустая сцена с темным задником и минимум реквизита: «Я хочу, чтобы герои могли рассказать историю без всяких проекций, конструкций, видео или вращающихся декораций», — говорит он. Другая знаменитая категория Брука — «Священный театр»: «Хочу, чтобы люди, сидящие в зале, ощутили реальное присутствие невидимого. Это очень просто звучит, и этого очень трудно достичь», — продолжает режиссер. Результат его усилий — превращение опер в светские мессы, на которых у слушателей случаются чуть ли не религиозные прозрения: настолько красивыми и одухотворенными оказываются «Кармен», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» в его трактовке.

«Волшебная флейта» Брука — идеальное воплощение его идеи «пустого пространства», перевернувшей театр ХХ века

Питер Селларс

Селларс — первый режиссер, который привел в классическую оперу современную политику. Действия «Дон Жуана» в его трактовке происходит вовсе не в XVIII веке, а в Гарлеме среди драгдилеров. «Свадьба Фигаро» — это история обезумевшего от власти человека, который думает, что может делать что угодно с окружающими. Да, действие происходит в Trump Tower. Нет, это не актуальное политическое высказывание 2017 года — постановке уже 29 лет.

Особенно часто мишенью Селларса становится американская внешняя политика. Режиссера часто спрашивают, не может ли он сказать хоть что-то хорошее о США в своих спектаклях. «Я люблю Америку, поэтому и критикую», — парирует он. Что касается возмущения традиционалистов его трактовками классики — Питер утверждает, что музыка всегда была связана с политикой: Бетховен писал сонаты во славу Наполеона, а Моцарт был придворным композитором, и в его операх тема власти присутствует постоянно — просто со временем это забылось. Получается, добавляя политику в классические произведения, Селларс возвращает им изначально заложенный смысл. Посмотреть на его работу можно и в России — «Королева индейцев» идет в Пермском оперном.

Опера «Никсон в Китае» в постановке Селларса рассказывает о визите американского президента в коммунистическую страну в 1972 году

Кшиштоф Варликовский

Про поляка Варликовского нужно знать две вещи. Первая: его постановки обвиняли в том, что они слишком эстетичные. Вторая: его заботят права меньшинств и проблемы гендера. Вывод: к финалу его оперы превращаются почти в дрэг-квин-шоу. «Коронация Поппеи» завершается появлением императора Нерона и его жены в виде трансвеститов, «Король Рогер» (действие которого, согласно либретто, разворачивается в XII веке) начинается с того, что один из персонажей колется героином, а главный герой постановки (в оригинале — пастух-язычник) оказывается проституткой, не определившейся со своей идентичностью. Сексуальные мотивы Варликовский перемешивает с лекциями по философии, которыми он запросто прерывает оперу, — баланс экспрессии и рациональности дает на выходе злободневный социальный комментарий. «Все мои спектакли — это вопросы о состоянии современного общества. Но ответов у меня нет. Не знаю, может ли художник или его творчество дать ответ. Он может только поделиться своим беспокойством. У меня и по поводу себя не самые лучшие мысли, так как я могу иметь идеи по поводу общества?» — признавался режиссер в интервью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Денвер, США Денвер, США

Храм, напоминающий наркоманский бред, на самом деле и есть наркоманский бред

Maxim
Ксения Раппопорт: женщина, которая не говорит о себе Ксения Раппопорт: женщина, которая не говорит о себе

Ксения Раппопорт становится одной из главных актрис итальянского кино

Esquire
Вторая жизнь Владимира Набокова Вторая жизнь Владимира Набокова

Возможно, не все знатоки бабочек читали его книги, но его имя им хорошо знакомо

GEO
Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Искусственный интеллект Искусственный интеллект

Как создавалась программа FaceApp

Популярная механика
IPhone на колесиках IPhone на колесиках

Смартджет объединяет в себе все лучшие свойства мотоциклов и велосипедов

Популярная механика
Холодный расчет Джека Стормса Холодный расчет Джека Стормса

Мимолетные вспышки застывших в стекле фейерверков – результат точного расчета

Популярная механика
Алена Владимирская: «Не надо тащить детей в уходящий мир!» Алена Владимирская: «Не надо тащить детей в уходящий мир!»

Куда пойти учиться – вопрос, который возникает чаще у родителей, чем у детей. Особенно, в последнее время. Современные дети выросли в достатке: ценность денег у них девальвирована. Поэтому и работать надо начинать раньше. Где найти работу, почему родителям не надо давить на детей, и как помочь им определиться с делом жизни, мы поговорили с основателем HR-сервиса «Антирабство» Аленой Владимирской.

Psychologies
Надо брать! Надо брать!

Мы беседовали с Ренатой Литвиновой накануне премьеры спектакля «Северный ветер»

L’Officiel
Человек играющий Человек играющий

Сэр Пол Смит уверяет, что чувство юмора и самоирония помогают ему в работе

The Rake
Mazda CX-5 Mazda CX-5

Своим появлением это кроссовер изменил представление о марке Mazda

АвтоМир
Как научиться просить о помощи Как научиться просить о помощи

Сегодня очень ценно быть независимой и надеяться только на себя

9 месяцев
Модный дом Модный дом

Мы отправились в гости к дизайнеру Сандре Наннерли

AD
Большая энциклопедия джентльмена. Том XIV Большая энциклопедия джентльмена. Том XIV

25 правил общения со знаменитыми людьми

GQ
Пусть говорит Пусть говорит

Он рвет рейтинги даже на фоне наступления интернета

GQ
В погоне за миллиардом В погоне за миллиардом

Седьмой конкурс стартапов

Forbes
Момент сцепления Момент сцепления

Продажи франшизы помогли сети автосервисов «Вилгуд» за год вырасти в четыре раза

Forbes
Такая честная игра Такая честная игра

Гроза рестораторов Елена Летучая не всегда была такой отчаянной и бесстрашной

Добрые советы
История мира Prey История мира Prey

Если б не было холодной войны

Игромания
Ford Mondeo Ford Mondeo

Mondeo – автомобиль вполне перспективный даже в обилии различных его модификаций

АвтоМир
Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду» Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду»

Почему на телевидении вместо творчества царит «супермаркет»? Как защититься от информационной пушки? Юрий Грымов, режиссер спектакля «О дивный новый мир», обеспокоен воздействием медиа на наше сознание и предлагает свой способ ему противостоять.

Psychologies
Красивая и несмелая Красивая и несмелая

Почему первая леди США Мелания Трамп остается на вторых ролях

Tatler
Надежная крепость Надежная крепость

Насколько уязвима техника для систем умного дома и как ее защитить?

CHIP
Число Пи-Ви Число Пи-Ви

Пи-Ви Герман не требует, чтобы его все любили, но разве может быть иначе?

The Rake
«Мы были детьми, которые хотели спасти мир, но не вышло» «Мы были детьми, которые хотели спасти мир, но не вышло»

«Чудо-Женщина» – первый фильм о супергероях, снятый женщиной. Режиссер Патти Дженкинс рассказывает о гендерном неравенстве в Голливуде и о том, как снимать женщин-воинов без сексуального контекста.

Psychologies
На учет по беременности: когда пора и где наблюдаться? На учет по беременности: когда пора и где наблюдаться?

Что нужно знать о постановке на учет в женскую консультацию

9 месяцев
Теплый «стан» Теплый «стан»

Сергей Недорослев променял авиацию на станкостроение

Forbes
Приручить вертикаль Приручить вертикаль

Можно ли управлять с помощью живых людей, а не только бумаг

Русский репортер
«Хочу чувствовать себя свободной» «Хочу чувствовать себя свободной»

Ирина Безрукова: «Я в полной мере прочувствовала, что Москва слезам не верит»

GALA Биография
Время людей Время людей

Антропоцен – время, когда человек оказывает глобальное влияние на всю планету

Популярная механика
Открыть в приложении