Не пойман – не вор
Данный материал не является заказным и не имеет никакого отношения к пропаганде шоплифтинга! Шоплифтинг в России преследуется по закону и подпадает под 158-ю статью УК РФ — «Кража». Степень наказания варьируется в зависимости от тяжести преступления. Шоплифтера могут приговорить как к штрафу в 80 тысяч рублей и к 180 часам исправительных работ, так и к двум годам лишения свободы.
Масштаб поражает
Шоплифтинг — бесконфликтную магазинную кражу — даже с натяжкой нельзя назвать новым молодежным трендом. Скорее, это неискоренимое, плохо контролируемое явление с многовековым бэкграундом. Чего далеко ходить — вспомним 1980-е. Бруклин сотрясался от качающих битов хип-хоп-группировки Run — D.M.C и от набегов организованной преступной группировки Lo Life на торговые центры Barneys и Bloomingdales. Отпетых парней из гетто манили тогдашние хайповые вещи — джинсы Lee и Polo Ralph Lauren, особенно ассоциировавшийся у чернокожих поклонников рэпа с белым средним классом. Шли десятилетия, их дело росло и ширилось. В 2014 году на Западе наделало шуму тамблер-сообщество шоплифтеров Tumblr’s Bling ring. Адепты мерились награбленным, устраивали фотосессии ярким палеткам из Ulta Beauty, свитшотам из Macy’s и PacSun, а затем каялись в интервью журналу Dazed: «Грешна, вынесла одежды на 10 000 баксов. Теперь продаю ее на eBay. Неплохая прибавка к постоянной зарплате».
Специалисты из Национальной федерации ретейлеров США схватились за голову и подсчитали убытки в розничной торговле от шоплифтинга. Так, к концу 2016 года ущерб от одной магазинной кражи в среднем составил 798,48 доллара США. Страдает не только масс-маркет — люксу тоже достается, только от маститых грабителей. Бутик Victoria's Secret в Иллинойсе, лишившийся белья на сумму 11 000 долларов за один ночной рейд, и Louis Vuitton в Огайо, потерявший 150 000, — тому подтверждение. Национальная ассоциация предотвращения краж в магазинах пошла дальше и выяснила, что шоплифтеры всего мира выносят товара на 13 миллиардов долларов США ежегодно. Особо бесстрашные расхитители действуют совсем уж варварскими способами: в 2014 году вооруженные в масках стащили из знаменитого парижского концепт-стора Colette одежды на 600 тысяч евро. В ноябре прошлого года фантазеры-шоплифтеры, жадности которых позавидует любой чиновник, разнесли витрину свежеоткрывшегося Canada Goose и «утеплились» на несколько тысяч фунтов стерлингов. Кстати, в Великобритании шоплифтинг отменно регулируется Законом о краже 1986 года. Если награбленное стоит меньше двухсот фунтов стерлингов, вору полагается штраф или шесть месяцев лишения свободы. Если улов превышает двести фунтов, преступника приговаривают к семи годам тюрьмы.
Особую слабость заморские налетчики питают к Chanel. В мае 2016 года злоумышленники с помповыми огнестрелами наперевес вломились в парижский бутик и лишили его сумок и украшений общей стоимостью несколько сотен тысяч евро. Другому парижскому Chanel пришлось менее сладко: шоплифтеры, насмотревшись гангстерских боевиков, протаранили витрину трактором, разжились парой драгоценных кошельков и тут же умчались на скутерах.
Что до России?
Что до России. Несколько лет назад СМИ живописали похождения юношей, падких на красивый шмот, но лишенных возможности (или желания) тратить на него кровные рубли. Во «ВКонтакте» пышным цветом цвели сообщества шоплифтеров, где одни хвастали уловом, а другие искали добровольцев, готовых вынести нужный предмет одежды под заказ за совсем не символическую плату. В 2016 году законодатели заблокировали группы. Теперь на месте сотен постов с описаниями злоключений ловкачей красуется надпись «Материал заблокирован на территории РФ на основании решения суда (Бердюжский районный суд — Тюменская область) от 28.07.2016 № 2-167/2016». Не тут-то было. Шоплифтеры ушли в подполье, наплодили секретных чатов и каналов в Telegram и заматерели.
Шоплифтерам по-прежнему хорошо живется, активность возросла. Отсеялись «мелкие», которые шоколадки забывали оплатить. «Крупные», которые специализируются на одежде, сидят в закрытых пабликах, конференциях. Шоплифтинг для многих — основной источник дохода. Живут не то чтобы богато, но на съемную квартиру в Москве хватает», — откровенничает бывший модератор одного из шоплифтинговых пабликов.
Надо признать, что далеко не все шоплифтеры оказались общительными и открытыми ребятами. Большинство уставших от бесконечного муссирования темы в СМИ предприимчивых парней просили гонорар за интервью. Надо отдать им должное — губу особо не раскатывали, тормозили на полутора тысячах деревянных.
Представители магазинов тоже не горят желанием излить душу. «Нам бы хотелось сфокусироваться на более позитивных темах вокруг марки. Шоплифтинг — не наша профильная тема. Мы даем комментарии только по новым коллекциям», — примерно так выглядит стандартный отказ от ключевых брендов. Тем не менее нашлись и смельчаки.
А что делают магазины?
«В люксе практически все кражи происходят при содействии сотрудников, — раскрывает карты собеседник, пожелавший остаться неузнанным. — Меры противодействия просты: слежка по камерам за всеми продавцами. В кэжуальных брендах все проще. Вещи выносятся в фольгированных пакетах, чтобы алармы не срабатывали. Девочки-подростки срезали в «Охотном Ряду» алармы и выносили футболки за 399 рублей с дыркой на боку. В Лондоне была история: украли часы за 250 тысяч евро. Люди попросили их упаковать, а в итоге каким-то немыслимым образом вынесли из магазина. Коробка, которая дожидалась возвращения покупателей, оказалась пустой. Ловкость рук и никакого мошенничества».
Борьба
Денис Богатырев, генеральный директор ретейл-компании BNS Group, в которую входят Calvin Klein, Michael Kors, Topshop, Karl Lagerfeld, Coach и Tommy Hilfiger, вторит словам о ситуации в кэжуал-сегменте: «BNS Group, как и все ретейлеры, сталкивается с воровством посетителей в торговых залах. Конечно, мы стараемся минимизировать потери в процессе торговой деятельности. Ключевую роль в сохранности товара играет персонал магазина. В BNS существует четкое правило: обо всех фактах задержания сообщать в полицию и службу безопасности арендодателя. Все наши магазины оснащены техническими средствами защиты, это, например, комплексное противокражное оборудование, камеры видеонаблюдения. Кроме того, компания ведет строгий учет товарных потерь в торговых залах. Их процент соответствует ожиданиям и в динамике снижается благодаря работе команды».
В люксовых универмагах типа Harrods, Galeries Lafayette, да и в ЦУМе и бутиках Третьяковского проезда работают детективы под прикрытием. Они ходят по залу в штатском, следят за подозрительными покупателями и в случае опасности сообщают охране.
Монобренды пригревают шоплифтеров в своих бутиках не реже, чем масс-маркет. Арина Разинская, директор марки Katya Dobryakova, по просьбе Numéro вспомнила несколько случаев: «Пришла ухоженная женщина лет сорока с пакетами ЦУМ и сдернула толстовку с вешалки, та упала к ней в пакет. Еще я столкнулась с псевдобеременной мошенницей. Девушка с накладным животом умыкнула кожаные брюки стоимостью 800 евро. В общем, никакие камеры не спасут, если персонал будет зевать». С другой стороны, Арина признает, что распознать воришку подчас нереально. «Просматриваешь записи с камер и понимаешь, что продавец не мог ничего сделать — настолько профессиональным оказался вор. В таких случаях продавца не штрафуют, все убытки несет магазин».
Шоплифтеры:
Антон
«Первый раз узнал про шоплифтинг как стиль жизни в 2014 году», — вспоминает поднаторевший в этом нелегком деле Антон (здесь и далее — имена изменены. — Ред.). На скользкую дорожку молодого человека подтолкнула подруга, выносившая одежду из секонд-хенда. Она срезала аларм на джинсах и передала другу, Антон бесстрашно вышел с добычей на улицу. Парень признается: сразу втянулся. Модный шмот был ему не по карману, а шоплифтинг казался единственным способом обновить гардероб. Ловкач выяснил, что аларм — всего лишь мощный магнит, и приноровился их размагничивать, не оставляя дыр на одежде. «Пару месяцев спустя я наткнулся на паблик [«Спиздили»], где лифтеры делились успехами. Я ежедневно мониторил его и искал «коллег» из своего города, попутно выкладывая посты. Через какое-то время ко мне в личку постучался человек с предложением устроить рейд по магазинам. Согласился не раздумывая». И повезло: Антону попался опытный мошенник, покоривший новичка тем, что, не ведя бровью, стащил из отдела техники блендер. «Мы договорились действовать вместе, — продолжает Антон. — Пять месяцев каждый день совершали набеги. Шоплифтинг из образа жизни превратился в работу. Конечно, сначала мы оделись сами, потом помогли друзьям, а остальную одежду продавали и выносили под заказ. Чаще всего «навещали» adidas, Reebok, H&M». Работает это так: лифтеры выносят нужные айтемы, заказчики выплачивают им 50–60 % от стоимости товара. Конечно, сообщники выходили сухими из воды не всегда. «Принимали четыре раза, — ухмыляется собеседник Numéro. — Три раза я убегал, на четвертый — завели уголовное дело, которое чудесным образом закончилось штрафом». Интересная деталь: группа шоплифтеров подарила Антону не только сообщника, но и жену. Естественно, тоже не совсем чистую на руку. Молодой человек переехал к ней в мегаполис, какое-то время по инерции продолжал зарабатывать шоплифтингом, но перегорел и устроился на работу. А пассия, как сорока, продолжает тащить в дом косметику, парфюм, одежду. Вместе семейная ОПГ выносит только еду. Напарник Антона оказался верен делу: лифтить не бросил, сколотил своеобразное комьюнити шоплифтеров, счет вынесенного добра давно перевалил за десять миллионов рублей.