Разбираемся, как мода связана с кошмарами коллективного бессознательного

NuméroМода

Style | Взгляд | Opinion

Чего боится мода?

Разбираемся, как мода связана с кошмарами коллективного бессознательного

Текст Вера Рейнер

Бояться Бугимена, чудовища из-под кровати или того, что игрушки оживут, пока ты спишь, — нормально лет до десяти. Уже у подростков истории о вампирах, гремлинах и злых ведьмах переходят в разряд развлекательных. Во взрослой поп-культуре монстры становятся воплощением глубинных страхов, символами ужасов коллективного бессознательного. Тинейджеры боятся перемен, происходящих с телом, а совершеннолетние — своих «животных» проявлений. Их символ — оборотни, которые страстно хотят оставаться людьми, но чья звериная натура с наступлением полнолуния неизменно берет верх. Сущность вампиров — вечная жажда крови: они невероятно соблазнительны для жертв и вытягивают во время поцелуя чужую жизненную силу. Сам процесс очень напоминает секс, и в головах подростков он утверждается как что-то будоражащее, порочное и обязательно влекущее наказание. Ведьма, которая приходит за «плохими детишками», сажает их в мешок и жарит в печи, для взрослых олицетворяет страх быть съеденными (метафорически или буквально) и одновременно постыдное желание этого. В темном углу детям мерещатся чудовища, а если тебе больше восемнадцати, то сумрак становится областью неизвестного, где может случиться абсолютно все. А может и не случиться: будет ли у тебя работа? Не потеряешь ли ты ее завтра? Станешь ли успешной? Полюбит тебя кто-нибудь? Проживешь ли всю жизнь одна? И пока раздумываешь над этими вопросами, оказывается, что злые ведьмы не так уж смешны в своей гонке за вечной юностью, — ты и сама, обращаясь к зеркалу, уже не против отравить бледную падчерицу.

Все эти образы — и старости, и смерти, и тела, и секса — естественно отражаются и в моде: она не может игнорировать коллективные страхи. Иногда начинает казаться, что индустрия даже чересчур очарована упадком, слишком склонна романтизировать насилие. Это увлечение заметили даже власть имущие. В 1997 году Билл Клинтон, тогда президент Америки, выступил с речью, порицающей популярный героиновый шик: «Глянцевые журналы в последние несколько лет гламуризировали наркотическую зависимость, представляя ее чем-то классным, чем-то сексапильным. Сегодня, когда люди с этих картинок начинают умирать, становится очевидно, что все это обман. Превозношение героина не креативно, а разрушительно... Прославление смерти — зло для любого общества». Смерти, о которых говорил Клинтон, — это в первую фотограф Дэвид Сорренти, глянцевый летописец героинового шика, скончавшийся от передозировки. А «эти картинки» — бесконечная вереница болезненно хрупких девушек с темными кругами вокруг глаз во главе с Кейт Мосс.

Девяностые не были первой эпохой, когда наркотики покорили богему, а за ней и моду. Опиум стал символом романтизма еще во второй половине XIX века. Хотя люди вскоре поняли, что он может вызывать зависимость, и начали ассоциировать его с вырождением, скучающих отпрысков аристократов это не остановило: они потянулись в курильни, желая прикоснуться к жизни «дна». Влекли разрушительно-романтические образы героев 1970-х и Сен-Лорана — не зря свой знаковый парфюм он назвал именно Opium. То же произошло и с героином: в 1980-х он казался частью исключительно маргинальной жизни, а в 1990-х, в годы экономического спада, вдруг стал привлекательным. В тот момент, когда все вокруг резко потеряли уверенность в будущем, люди, всякую возможность будущего отрицающие и будто намеренно стремящиеся к смерти, стали кем-то вроде национальных героев. Их образ жизни вместе с будущим отменял и старость — застывшие в моменте, они навсегда оставались молодыми. А саморазрушение становится способом вернуть контроль над реальностью.

Девушки времен героинового шика, что бы ни говорил Клинтон, не были сексуальными. Она выглядели истощенными и как будто бестелесными, и модный минимализм, появившийся одновременно с ними, был так же лишен всего плотского: за однотонными тканями тело и его желания скрывались. Другим типом реакции стало возвращение БДСМ. Если панки Вивьен Вествуд S&M-эстетику использовали, чтобы шокировать старшее поколение и ткнуть носом в его же ханжество, то в 1990-х, во времена эпидемии СПИДа, «тема» стала безопасным эрзацем секса. «По сравнению с риском смерти, — писал New York Magazine, — несколько часов в цепях кажутся чем-то почти безобидным, мягким». Таким образом, и героиновый шик, и ложная сексуальность нового БДСМ были, по сути, способами усмирения плоти, опасной порочности тела.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Везение в особо крупных размерах – 2 Везение в особо крупных размерах – 2

Рецепт славы прост: надо в нужное время оказаться в нужном месте

Maxim
Звезда эфира Звезда эфира

Крупнейшие компании мира внедряют в свою работу распределенную систему Ethereum

Популярная механика
Джереми Микс Джереми Микс

Даже если вас посадили в тюрьму, можно стать моделью — как Джереми Микс

Numéro
Millenials Millenials

Кино, искусство, модная индустрия, да и зубастый медиамир стремительно молодеют

L’Officiel
В надежных руках В надежных руках

Театральную программу фестиваль «Дягилев PS» открывает спектаклем «Коко Шанель»

Vogue
Вадим Самойлов Вадим Самойлов

Бывший вокалист «Агаты Кристи», а ныне сольный артист ответил за все

Maxim
Жизнь кубанских виноделов, часть 2. Родина слонов, родина вина Жизнь кубанских виноделов, часть 2. Родина слонов, родина вина

Что запрещено виноделу и сколько бутылок красного дают за один Крымский мост

СНОБ
Путь любви Путь любви

Виды, этапы и цели медитации

Yoga Journal
Хроника пикирующего Форда Хроника пикирующего Форда

GQ проводит время с Харрисоном Фордом

GQ
Арктический бурлак Арктический бурлак

«Бурлак» – грузовик, которому нипочем глубокий снег, лед, вода, болота

Популярная механика
Макс Фрай: Ирруан, доудаль, индера Макс Фрай: Ирруан, доудаль, индера

Рассказ Макса Фрая, в котором будни выворачиваются босхианской изнанкой

СНОБ
Павленский не зажег Павленский не зажег

Зачем поджигать здание Банка Франции на площади Бастилии?

СНОБ
Возвращение боярышника Возвращение боярышника

Зачем государство обрекает на смерть невезучих граждан

СНОБ
«На “Гагарин пати” в VIP-зале сидел космонавт Леонов». Как в Россию пришел рейв «На “Гагарин пати” в VIP-зале сидел космонавт Леонов». Как в Россию пришел рейв

Первая рейв-вечеринка в России

СНОБ
Удачное начало дня: 4 правила Удачное начало дня: 4 правила

Доказано: люди, которые рано встают, успевают больше, работают продуктивнее и чувствуют себя лучше. Но мало просто проснуться рано – важно выполнить ряд полезных действий. О том, каких именно, рассказывает психотерапевт Линда Эспозито.

Psychologies
Арабский пир Арабский пир

Аллах дал дубайцам жалкий лимон, а они приготовили из него гастрономический сет

GEO
А может ли папа А может ли папа

Привлекаем отца к воспитанию ребенка: от новорожденного до подростка

Домашний Очаг
Саша Щипин: Смерть автора Саша Щипин: Смерть автора

«Слишком свободный человек» биография Бориса Немцова о новейшей истории России

СНОБ
Письма счастья Письма счастья

Письменные медитации

Yoga Journal
Ник Джонас Ник Джонас

Сегодня его новый сингл Find you штурмует хит-парады

L’Officiel
Тело говорит: как научиться его слышать? Тело говорит: как научиться его слышать?

Наше отношение к любой жизненной ситуации отражается на состоянии тела. Малейшее напряжение или дискомфорт – следствие какого-то чувства или нерешенной проблемы. Как научиться распознавать эти сигналы и зачем это нужно, рассказывает телесно-ориентированный терапевт Юрий Сопильниченко.

Psychologies
Дело о пропеллере Дело о пропеллере

Героическая история летчика — с точки зрения его адвоката Добровинского

Tatler
«Мучительница и душегубица» «Мучительница и душегубица»

Дело помещицы Салтыковой

Дилетант
Учиться радости у детей солнца Учиться радости у детей солнца

Как в службе «Милосердие» различают чудо и просто хорошую работу

Русский репортер
Смерть трояка Смерть трояка

Банкноты в 200 и 2000 рублей наводят на размышления о путях российской истории

СНОБ
Её реплика Её реплика

Женя Куйда, золотая девочка московского света

Tatler
Утки, ву-у-ху! Утки, ву-у-ху!

Вселенная «Утиных историй»

Мир Фантастики
Мечта детства Мечта детства

Топ-менеджеры «Ростсельмаша» отправляются в поля обслуживать свою технику

Популярная механика
Изобретения Изобретения

Русский ученый изобретает роботов и новые сенсоры в лаборатории MIT

РБК
На чью мельницу текут мозги На чью мельницу текут мозги

Международные миграции ученых наводят на любопытные выводы

СНОБ
Открыть в приложении