Стиль
Легенда — сердца Сен-Лорана
Главной движущей силой в жизни Ива Сен-Лорана всегда оставалась любовь: от истории длиной в жизнь с его партнером Пьером Берже до знаменитой броши-сердца, которую дизайнер прикалывал на платье последней модели на показах haute couture
«Нет элегантности без элегантности сердца», — любил говорить Ив Сен-Лоран. Эта фраза может пройти незамеченной для невнимательного почитателя, потонув в потоке бесконечных максим кутюрье, вошедших в историю; но именно она дает ключ к пониманию творчества «последнего классика». За те сорок лет, что Ив Сен-Лоран возглавлял дом, носящий его имя, он сделал вечную тему любви и в частности символ сердца буквально своей подписью, раскрывающей и намерение «освободить из оков» элегантность, унаследованную из прошлого, и его современный взгляд на моду своей эпохи — одновременно и искренний, и провокационный.
Все началось в 1962 году, в самой первой коллекции тогда только зарождающегося дома, с броши в форме асимметричного сердца, усыпанного пламенеющими камнями. Это сердце с тех пор сопровождало Сен-Лорана повсюду, словно талисман. «Это было очень крупное украшение, 12 сантиметров в высоту и 8 в ширину, созданное ювелиром Роже Семама, — рассказывает Пьер Берже, принимающий нас в своем офисе Фонда Пьера Берже и Ива Сен-Лорана. — Брошь была приколота как обычное украшение на платье. Но хотя Ив не сохранял никаких украшений из прошлых коллекций, это сердце он оставил. Даже отдал его переделать (действительно, другая версия, в виде подвески, появилась в 1979 году). И решил — говорят, будто Ив прикреплял сердце на свой любимый наряд в коллекции, но это неправда, — прикалывать его на последнее платье в показе перед выходом невесты. И вот так, как и многое в его жизни, это стало чем-то вроде устоявшейся привычки».
Привязанность Ива Сен-Лорана к этому украшению не связана с ценностью самой броши: «Ничего особо ценного», — без обиняков отвечают в Фонде Пьера Берже и Ива Сен-Лорана на вопрос о материалах, из которого она была сделана. Если быть точнее, из хрусталя Swarovski; но несмотря на относительную дешевизну, эта брошь стала и талисманом Сен-Лорана, и воплощением его видения элегантности, во многом совпадавшего с идеями апостола бижутерии Мадемуазель Шанель. «Я хочу создавать дерзкие аксессуары, эту кутюрную бижутерию, которая намного более одухотворена, чем подлинные драгоценности», — заявляет восемнадцатилетний Ив Сен-Лоран в 1954 году в своем первом интервью прессе, которое он дал сразу после победы на конкурсе Wool Secretariat (сегодня известном как International Woolmark Prize).
Восставая против драгоценностей, буржуазности, против патриархальности одежды haute couture, Ив Сен-Лоран уже тогда провозглашал элегантность, соблазнительность и эмоциональность. Свидетельство первых шагов гения, талисман или фетиш, брошь в форме сердца сегодня по-прежнему играет важную роль в коллекции Фонда Пьера Берже и Ива Сен-Лорана. «Мы очень им дорожим, и для него всегда есть место на наших выставках, — продолжает Пьер Берже. — Во время ретроспективы в Малом дворце в 2010-м эта брошь была выставлена в маленькой витрине, в которой, имитируя ритм ударов сердца, то включался, то гас свет. Она много путешествовала по миру с другими нашими выставками. И обязательно станет частью следующей выставки — в Сиэтле. У этого украшения своя особая роль в истории дома».
Второй экземпляр этой броши хранится в коллекции музея Института технологии моды в Нью-Йорке, но оригинальное сердце породило еще множество клонов. «Мы сделали его копии в гораздо меньших размерах, — добавляет Пьер Берже. — Наделали маленьких брошей, подвесок и даже значков. Потому что это сердце было важным символом для Ива Сен-Лорана. Оно постоянно присутствует в его творениях и эскизах». Принты, украшения, пудреницы и даже марки — множество предметов Yves Saint Laurent во множестве образов повторяют символ сердца. В этом разнообразии форм художественные традиции, питавшие воображение кутюрье, встречаются с его уникальным вкусом, который позволял ему сознательно выбирать китч и играть с ним. Говоря о любви, Сен-Лоран всегда использовал романтические клише. Это все то же смешение высокого и низкого, игра с массовым вкусом, которые есть и в знаменитых поздравительных открытках со словом Love, — их Сен-Лоран привык рассылать своим близким на каждый Новый год с 1970-го по 2007-й, то есть до самой своей смерти.