Искусство
Художник — Маурицио Каттелан
Пять лет назад Маурицио Каттелан — создатель ироничных инсталляций, участник нескольких Венецианских биеннале и автор выставок в музее Гуггенхайма и галерее Тейт — объявил, что заканчивает свою художественную карьеру. Но в конце 2016-го он вернулся с ретроспективой — и рассказал о ней Numéro
В описании вашей ретроспективы в Monnaie de Paris написано, что в ней участвуют только «главные работы». Как вы решали, какие произведения «главные», а какие нет?
Если нужно придумать какое-то правило, то пусть это будет правило «трех этапов». Произведение искусства должно сначала стать популярным, потом пережить фазу охлаждения интереса, а потом снова оказаться востребованным. Если работа дожила до третьего этапа, то это шедевр. Сегодня мы можем говорить о шедеврах 1980-х годов, но после — вряд ли. Нужно время, чтобы понять, что успех работы — не веяние моды, а показатель ее важности для истории искусства.
Кто же все-таки в итоге определяет ценность работы? Рынок? Критики?
Ценность определяется тем, можете ли вы благодаря контакту с произведением открыть для себя чтото новое. Рынок и критики просто позволяют зрителям больше узнать о произведениях.
Расскажите о самой выставке — по какому принципу, например, построена экспозиция в Monnaie de Paris?
Логику выставки всегда диктует архитектура пространства. В этот раз экспозиция проходит в анфиладе комнат, и я сделал три точки, откуда можно будет просмотреть все пространство насквозь. Еще будет много текстов: все они написаны разными людьми, которые описывают произведения, высказываясь или «за» них, или «против», чтобы зритель мог включиться в диалог и составить собственное мнение.
Почему вы назвали выставку Not Afraid of Love?