Свобода от кухонного рабства

Знаменитая фраза о «Трёх К» с момента её появления в конце ХIX века и до сих пор вызывает гнев феминисток. Исследовательница российской повседневности, историк Наталия Лебина рассказывает, как в СССР происходило «освобождение от кухонного рабства», при чём здесь институт прислуги и чем, по её мнению, сегодня можно заменить «Три К».
«Три К» в немецком варианте расшифровывают следующим образом: «Kinder, Küche, Kirche». Эти слова, как принято считать, описывают предназначение женщины в патриархальном социуме. В переводе на русский лозунг о смыслах женской жизни выглядит так: «Дети, кухня, церковь», а аббревиатура читается как ДКЦ. Жёстких «трёх К» не получается. Но это не мешает и современным россиянкам бурно ненавидеть немецкий рецепт праведного существования.
А ведь, если вдуматься, ничего дурного в таких предписаниях в общем-то нет. «Kinder» — это трогательно тёплая, но и социально значимая составляющая человеческого бытия. Ныне дети — показатель благополучия и даже модный тренд. А религия — это ведь так возвышенно, а главное, великолепно и красиво.
Непривлекательным выглядит один компонент триады. Он и в немецком, и в русском варианте начинается с буквы «К». Это Кухня. Приготовление пищи — процесс отнюдь не романтический и физически нелёгкий, особенно если речь идёт о времени, когда появился антиженский лозунг «трёх К». Даже в условиях больших европейских городов не слишком просто было сварить супчик, потушить овощи, зажарить мясо и т.д. Всё в основном готовилось на дровяных плитах. А мытье посуды без горячей воды в кране, часто и без холодного водоснабжения вообще, — это просто пытка. В Великобритании в то время лишь в 5% домов имели водопровод и канализацию. Не всё благополучно в первой половине XX века обстояло и во Франции. Даже в 1930-х, по замечанию исследователей, «для городского жилья XX век еще не наступил… Кран с холодной водой над мойкой в кухне был редкостью». Неудивительно, что в относительно обеспеченных семьях для стряпни и уборки после неё нанимали специальную прислугу.
Эту бытовую практику использовали и в царской России. Здесь женщины, трудившиеся по найму на кухне, чаще всего назывались кухарками. Перепись населения 1897 года зафиксировала на территории Российской империи около двух миллионов человек, относивших себя к «прислуге». Почти две трети из них составляли «милые дамы» — горничные, няни и, конечно, кухарки. Именно последних следовало освободить от настоящего «кухонного рабства».
За это, в общем-то, благородное дело сразу после прихода к власти в России взялись большевики. Для начала в духе марксистской теории они решили преобразовать социальную структуру населения. Ведь Карл Маркс критиковал институт домашней прислуги за «непроизводительное употребление» рабочей силы, необходимой на промышленных предприятиях. Уже в 1918 году большевики попытались отправить кухарок и горничных на фабрики и заводы, а для выполнения «всех чёрных работ (том числе кухонных — прим. Н.Л.)… отныне пользоваться трудом представителей буржуазных классов населения». Так бывшие кухарки превращались в пролетарок, а барыни — в прислугу и попадали в кухонное рабство.
