Номинация Гитлера на Премию мира и еще 10 случаев, когда Нобелевский комитет дал маху
Нобелевский комитет не раз крупно промахивался, вручая премии ученым, чьи открытия впоследствии оказывались ложными, сделанными другими людьми, а то и просто опасными для человечества.
Отгремело очередное вручение Нобелевских премий. Интересно, действительно эти ребята — лучшее из того, что есть в науке, или парни из Нобелевского комитета, как обычно, раздали премии практически не глядя, как уже бывало?
Раз
В 1926 году лауреатом Нобелевской премии по медицине стал датский микробиолог Йоханес Андреас Гриб Фибигер. Он был награжден за открытие Spiroptera Carcinoma — микроскопических червей-паразитов, якобы вызывающих рак. За открытие паразитарной природы рака Фибигера превозносили до небес. Лишь пару десятилетий спустя выяснилось, что Фибигер полностью ошибался: никакой роли в развитии рака несчастные спироптеры не играют.
Фибигер пал жертвой безграмотной методики исследования: он кормил подопытных крыс тараканами, зараженными спироптерой, а когда обнаружил у зверьков многочисленные опухоли, решил, что именно червячки явились тому причиной. Гораздо позднее ученые выяснили: крысы Фибигера страдали не раком, а по большей части доброкачественными образованиями, возникшими из-за низкой питательности тараканьей диеты, в которой полностью отсутствовал витамин А.
Кстати, Нобелевский комитет так испугался этого пятна на своей репутации, что в течение нескольких десятилетий вообще не рассматривал в качестве кандидатов на Нобелевку ученых, занимавшихся диагностикой и лечением рака.
Два
Немецкий физик Фриц Габер был награжден Нобелевской премией по химии в 1918 году за синтез аммиака из составляющих его элементов — азота и водорода. Члены Нобелевского комитета наперебой превозносили возможности открытия немецкого химика, его рассматривали просто как спасителя сельского хозяйства, который завалит его удобрениями!
Вот только ученые мужи упустили из вида, что с начала Первой мировой в 1914 году немец использовал свои открытия с несколько менее гуманной целью, а именно для создания химического оружия. Именно он был главным научным консультантом знаменитой газовой атаки на Ипре, в которой погибли около шести тысяч человек. Нет сомнения, работы Габера принесли немалую пользу человечеству!
Три
В 1927 году Нобелевскую премию по медицине получил австрийский психиатр Юлиус Вагнер-Яурегг за оригинальную методику лечения сифилиса. Австриец заражал сифилитиков с запущенными формами болезни малярией, доказывая, что лихорадка и жар отлично справляются с такими симптомами позднего сифилиса, как мышечные парезы, поражения глазных и ушных нервов, судороги и угроза инсульта.
Неизвестно, предпочитали ли его больные жар и озноб головным болям и судорогам нейросифилиса, — есть подозрение, что они были не в том состоянии, чтобы жаловаться. Однако сифилис, особенно в запущенных формах, был истинным бичом той эпохи, и австрийцу вручили Нобелевку не задумываясь. Гораздо позднее выяснилось, что над несчастными сифилитиками издевались напрасно, и единственное спасение от болезни — это антибиотики.
Четыре
В 1949 году Нобелевскую премию по медицине получил португалец Антониу Эгаш Мониш за изобретение лоботомии. Он считал, что, вырезав пациенту часть мозга, можно избавить его от психического заболевания. Лоботомию превозносили как «величайшее открытие в истории психиатрии» и быстро внедрили в клиническую практику по всему миру.