Ничего личного: как строительная корпорация США создавала советскую индустрию
Главные ценности Bechtel Corporation — это 25 000 проектов, реализованных в 160 странах мира, и штат специалистов, способных эти проекты реализовывать. За 125 лет своей истории американская корпорация усвоила основное правило проектного бизнеса: нет смысла владеть активами, если есть возможность создавать их для других за счет использования собственного человеческого капитала, управленческих компетенций и партнерских связей на высшем политическом уровне.
Эта стратегия позволяет процветать частной фирме с годовой выручкой $16,3 млрд, не привлекая акционерного капитала, и переживать финансовые кризисы, лишь сокращая штат сотрудников. Впрочем, для глобальной корпорации с огромным опытом кризис — понятие относительное. В прямом значении этого слова. Чаще всего сокращение заказов в одном регионе с лихвой компенсируется ростом в другом. А на смену частным заказчикам, как правило, приходит государство, которое проявляет интерес к строительным проектам в моменты кризисов. В том числе и советское.
Государство превратило Bechtel Corporation из заурядного подрядчика в глобального игрока, который в итоге (как считают многие исследователи деятельности Bechtel) стал формировать внешнюю политику Соединенных Штатов. Или по крайней мере активно участвовать в ее формировании.
Именно расчет на государство и раздаваемые им подряды на железнодорожное строительство привел фермера Уоррена Бектела в последние годы XIX столетия на Дикий Запад, сначала в Оклахому, а затем в Калифорнию. Железнодорожный, а затем и автомобильный бум сделали Бектела известным в строительной индустрии Западного побережья, но настоящим его звездным часом стало участие в консорциуме подрядчиков, которым федеральные власти поручили строительство так называемой Плотины Гувера, уникального гидротехнического сооружения, названного так в честь 31-го президента США. Построенная за пять лет в 1936 году, на два года раньше запланированного срока, эта плотина стала не только основанием для гидроэлектростанции, но и невероятным по своей красоте и мощи объектом, который до сих пор вызывает восхищение туристов. Несмотря на то что историки скептически оценивают экономическое обоснование этого строительства, его масштаб, оперативность и умение согласовывать действия множества субподрядчиков стали символом новой Америки в целом и компании Bechtel в частности.
Смерть в московском отеле
Умение реализовать масштабные проекты раньше поставленных сроков обратило внимание на компанию не только в США.
В начале 1930-х годов советское руководство столкнулось с тем, что начатая индустриализация столкнулась с хронической неспособностью советских строительных предприятий выполнять поставленные задачи качественно и в срок. За советом руководители СССР обратились к основателю Bechtel Уоррену Бектелю. В начале 1933 года он получил приглашение посетить строительство Днепрогэса, гидроагрегаты которого уже были запущены, но строительство крупнейшей на тот момент в стране электростанции еще продолжалось, оно было завершено лишь в 1939 году.
Пикантности ситуации добавляло отсутствие дипломатических отношений между СССР и США, они были установлены 16 ноября 1933 года. Это не помешало Бектелю принять предложение. Сообщив партнерам, что «сейчас хорошее время посмотреть, что делает остальной мир», основатель фирмы в начале августа отправился в путь, проигнорировав мнение врачей, которые категорически не советовали страдавшему от ожирения и диабета клиенту предпринимать длительные путешествия. Но если на пароходе, следовавшем в Европу, его сопровождали жена и дочь, которые делали ему регулярные инъекции инсулина, то в Россию Бектел поехал один, оставив родственников в Вене. Это был редкий случай, когда Бектел разлучился с женой Кларой на столь долгий срок. Не совсем понятно, почему это произошло, то ли потому, что он опасался за семью, то ли из-за того, что дела в Советской России носили конфиденциальный характер. Напомним, что отсутствие дипломатического признания не помешало американским корпорациям принять самое активное участие в создании промышленной базы для советской экономики. Строившиеся по всей стране крупные предприятия представляли собой копии американских заводов и фабрик, проектная документация которых закупалась и приспосабливалась для использования на территории СССР. В таком контексте профессионализм Bechtel был особенно востребован (советская власть была настолько впечатлена сроками и масштабами строительства Плотины Гувера, что даже в послевоенных пятилетних планах использовала ее параметры для сопоставления с отечественными).
Можно предположить, что хорошо осведомленный в политике Бектел прекрасно знал о готовящемся признании Соединенными Штатами СССР и готовился предложить свои услуги в реализации новых проектов. К этому времени перед советским руководством встали грандиозные задачи по освоению востока страны. И строительные компетенции Бектеля при решении этих задач могли быть максимально востребованы.
По данным биографов, поначалу у американского гостя все складывалось прекрасно. Приехав в Москву, Бектел сразу же проникся симпатией к хозяевам, а они к нему. Несколько дней прошли в постоянном общении с советскими чиновниками. А затем случилось то, о чем предупреждали и чего боялись американские врачи. В ночь перед отъездом в Киев у Бектеля случился тяжелый приступ диабета. Обычно в такой ситуации на помощь мужу приходила верная Клара, которая делала укол инсулина. На этот раз жены рядом не оказалось, и Уоррен сделал укол самостоятельно. То ли по незнанию, то ли из-за общего состояния он ошибся с дозировкой, в результате чего оказался в состоянии диабетической комы. Московские врачи приехали в отель быстро и сделали все необходимое для спасения американца. И вроде бы это удалось. Как пишут биографы, Бектел уснул и врачи уехали. Но предприниматель так и не проснулся. Уоррен А. Бектел, основатель американской строительной империи, умер 28 августа 1933 года в номере московского отеля «Националь». Его тело вывезли в США и похоронили в Калифорнии. Поводов для альтернативных версий смерти Бектеля не было, но в советских строительных проектах 1930-х годов его компания решила не участвовать. Главным подрядчиком самых сложных строек того времени стали разные подразделения ГУЛАГа.