«Ни хрена не сбывается»: куда идти работать в новом году
В декабре «Сбер» и Высшая школа экономики выпустили «Атлас профессий будущего». В нем представлены 50 перспективных профессий по 12 направлениям деятельности, которые будут востребованы в 2022-2023 годах. Хэдхантер Алена Владимирская в колонке для Forbes рассказывает, почему прогнозы профессий обычно не сбываются, на что обращать внимание при изучении списков популярных специальностей, в каких отраслях можно построить впечатляющую карьеру в ближайшие годы, а в каких работники могут быть заменены алгоритмами.
«Сбер» и ВШЭ составили список 50 самых перспективных профессий будущего. Его представили в виде интерактивной карты города, в котором трудятся специалисты по 12 направлениям деятельности. В «городе» можно узнать о будущем конкретных профессий, а также тому, как и где им обучиться. Среди специальностей будущего в атласе есть, к примеру, менеджер по формированию впечатлений, менеджер местного сообщества и консультант по здоровому долголетию. Горизонт исследования охватывает период 2022–2023 годов.
В колонке для Forbes хэдхантер Алена Владимирская объясняет, о чем говорят такие исследования профессий будущего, стоит ли их изучать — и делится своим личным топом отраслей, в которых стоит строить карьеру.
Как интерпретировать профессии будущего
Я лет 20 работаю в рекрутинге. Периодически — сначала раз в пять лет, потом раз в три года, теперь каждый год — выходят разные атласы с профессиями будущего. Поскольку я наблюдаю за ними долго, могу с уверенностью сказать, что ни хрена из них не сбывается. Это не мое мнение, а некие большие данные, которые сформировались на протяжении одной человеческой жизни.
Не сбываются прогнозы профессий не потому, что исследователи дураки — наоборот, профессии будущего исследуют крутейшие люди, в том числе за рубежом. Причина в том, что человек может предсказывать будущее только в общих красках. Например, мы можем предсказать, что полетим на новые планеты, но не знаем, на какие именно и через сколько лет. Это можно сказать уже постфактум. Во-вторых, любой исследователь хочет получить определенную долю хайпа. Поэтому выпячивает яркие и неожиданные названия профессий, которые могут зацепить читателя. Естественно, вокруг любого из таких исследований немедленно начинает расти всякий инфобизнес. Появляются образовательные курсы по новым модным профессиям, за обучение им платят деньги, но потом ничего не получается, и все остаются в обидах.
Значит ли все это, что исследования профессий будущего не нужно читать? Нет, не значит.
На самом деле эти исследования показывают новые направления, которые вероятнее всего в ближайшие годы будут быстро расти. Они широким мазками обозначают, какие новые и популярные отрасли появятся. А чем хороша любая новая, быстро растущая отрасль? В ней всегда не хватает людей — их готовы покупать дорого и с условием неполного опыта. В таких отраслях люди очень быстро растут и в позициях, и в деньгах.