Невероятный ВВА-14: вертикально взлетающая амфибия из СССР
Не многие в этой неведомой зверушке могут разглядеть не имеющий аналогов гидросамолет, бомбардировщик и торпедоносец одновременно, еще меньше узнают в алюминиевом чудище ВВА-14, единицы слышали про инженерный гений конструктора Роберта Бартини. Почему сейчас экзотический гидросамолет талантливого конструктора пылится в “полураздетом” виде на задворках подмосковного авиамузея? Давайте разбираться…
В самом начале 1960-х годов перед Советами остро встал вопрос безопасности государства. Обстановка меж двух держав и без того была напряженной, а тут еще американцы вооружились до зубов атомными подлодками специальной постройки типа “Джордж Вашингтон”, которые оснащались двухступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами UGM-27A Polaris A-1.
Примерно в это же время известный авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини, эмигрировавший в 1922 году в СССР из Италии, разрабатывает «Теорию межконтинентального транспорта земли». Она включала в себя оценку транспортной производительности судов, самолетов и вертолетов и была не только и не столько инженерной, сколько научной и даже философской. В результате многолетнего исследования Бартини определил, что оптимальным транспортным средством является амфибийный аппарат, способный взлетать подобно вертолету (или с использованием воздушной подушки), имеющий грузоподъемность больших судов, и обладающий скоростью и технической оснащенностью самолетов. Словом, авиаконструктор задумал построить идеальный и практически невидимый для радаров аппарат для обнаружения и уничтожения атомных подводных лодок.