Неудачи по-крупному: 5 самых масштабных авиакатастроф Boeing
На днях главного исполнительного директора Boeing Денниса Мюлленбурга попросили на выход: совет директоров решил уволить топ-менеджера, проработавшего в компании 34 года, в том числе из-за двух авиакатастроф лайнеров 737 MAX в октябре 2018 и марте 2019 года. Пока на фоне этой новости акции Boeing потихоньку выбираются из крутого пике, а управленцы надеются восстановить утраченную репутацию компании, мы решили вспомнить самые крупные трагедии с участием самолетов американского авиагиганта.
Крупнейшая авиакатастрофа в мире
По иронии судьбы самая масштабная трагедия, унесшая жизни 583 человек, произошла на солнечных Канарских островах, где на ВПП столкнулись сразу два Boeing 747. События развивались по совершенно нелепому сценарию. В тот день, 27 марта 1977 года, в аэропорту следования двух бортов KLM и Pan American Гран-Канария произошел теракт (к счастью, никто не пострадал), после чего тот закрыли и временно прекратили прием всех самолетов. Оба авиалайнера отправили на единственный подходящий для подобной техники аэропорт Лос-Родэос на острове Тенерифе. Довольно быстро небольшой аэропорт оказался перегружен воздушными судами: были заняты не только все стоянки, но и прилегающие рулежные дорожки.
Спустя четыре часа ожидания Гран-Канария все же открылся, и уставшие от ожидания экипажи поспешили покинуть Лос-Родэос. Ближе всех к ВПП находились борта KL4805 и PA1736. Опустился жуткий туман с видимостью до 300 метров. Первый, выполняя указания диспетчера, проследовал в противоположный конец взлетной полосы и был сразу готов ко взлету. Борт американской Pan Am получил указания рулить вслед за голландцами и затем свернуть на рулежную дорожку, что бы не мешать взлету борту KLM. Стоит отметить, что испанские диспетчеры говорили с сильным акцентом – оба экипажа постоянно переспрашивали команды и указания у вышки УВД, да и сами пилоты из-за длительного ожидания плохо коммуницировали между собой, постоянно вмешиваясь в переговоры с вышкой и перебивая друг друга.
Как итог, экипаж KL4805 неправильно интерпретировал указания диспетчера и начал разгон, в то время как PA1736 все еще находился на ВПП и двигался "в лоб" разгоняющемуся самолету. В последний момент экипаж Pan Am увидел взлетающий KLM и стал уходить от столкновения, но было уже слишком поздно...
На борту KL4805 погибли все: 234 пассажира и 14 членов экипажа. В момент столкновения тот уже находился в воздухе. Американскому PA1736 повезло больше: 61 пассажир спасся.
Трагедия под Токио
В преддверие большого японского праздника Обон, 12 августа 1985 года, в международном аэропорту Ханэда был аншлаг: кто-то спешил на курорт, кто-то к семье на выходные - все самолеты были загружены под завязку. На борту Boeing 747, принадлежавшем Japan Air Lines, находились 509 пассажиров и 15 членов экипажа.