Неудачи останавливают лузеров: почему приговор Элизабет Холмс — угроза для визионеров
После вердикта присяжных основательнице стартапа Theranos Элизабет Холмс светит 20 лет тюрьмы за обман инвесторов. Феерическое падение для героини обложек Forbes и Fortune со статусом «самой молодой женщины-миллиардера мира, революционера здравоохранения». Ее признали виновной по четырем из 11 пунктов обвинения. Но были ли обмануты профессиональные инвесторы? И разве тогда вместе с ней не должны сесть другие? В колонке для Forbes инвестор и основатель SDVentures Дмитрий Волков рассуждает о том, почему предприниматели, которые двигают прогресс, могут попасть за решетку.
Элизабет Холмс еще будучи студенткой Стэнфорда создала Theranos — компанию по медицинской диагностике. Ее идея была в том, чтобы определять сотни заболеваний по одной капле крови с помощью чудо-машины, которая стояла бы в каждой аптеке. Это могло бы сэкономить средства и время и спасти жизни. Когда она поделилась идеей в Стэнфорде, там покрутили у виска. Она, как подобает визионерам, пожала плечами и ушла с курса химических технологий — заниматься делом, а не чужие лекции конспектировать.
Она добралась до таких людей, которых так просто даже в Сан-Франциско на улице не встретишь: бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, медиамагнат Руперт Мердок, владельцы сети гипермаркетов Walmart семья Уолтонов. Низким голосом, который, как говорят, Холмс специально ставила, чтобы преодолеть гендерное неравенство, она говорила им: «Вот машина, она похожа на коробку принтера. <...> Один укол, и капля крови превращается в индикатор здоровья». Эту штуку она показала экспертам из фармацевтических компаний и медицинских лабораторий. Инвесторы выписали чеки на $950 млн по оценке $9 млрд, а фармацевтические конторы подписали контракты на поставку. Вот только чудо-машина была действительно коробкой от принтера и ничего такого с кровью не делала.
Я как-то возмущался на этот счет на встрече в переговорной одной крупной венчурной компании. Вошел Винод Косла, влиятельный инвестор в Кремниевой долине, основатель Sun Microsystems. «Она просто не успела», — сказал он. Она просто не успела превратить коробку от принтера в чудо медицинских технологий. За такие-то деньги воду можно превратить в вино, а хлеб — в рыбу. Если бы успела, инвесторы получили бы куш, а не шиш.