Нефть, рубль и кошелек: сколько заплатит потребитель за маневр правительства
Законопроекты о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли приняты Госдумой в первом чтении, но работа над ними не закончена. Потребителям это будет стоить около 1 трлн рублей. Сможет ли изменение фискальных условий, помимо наполнения бюджета, помочь развитию отечественной нефтепереработки?
Необходимо выделить три составных части маневра: базовые параметры, дополнительные параметры и сглаживающий нагрузку (демпфирующий) механизм. Базовые параметры согласованы еще в мае, и их существенная корректировка не ожидается. Они включают поэтапную, в течение шести лет, отмену вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, повышение НДПИ на нефть и газовый конденсат на величину отменяемой пошлины и введение отрицательного акциза на нефть взамен таможенной субсидии для НПЗ.
Базовые параметры
Базовые параметры подобраны так, что эффект как для добычи, так и для переработки является нулевым. В проигрыше оказываются потребители и страны ЕАЭС. Для потребителей увеличиваются цены на нефтепродукты, особенно чувствительным оказывается рост цен на темные — всего на 6000 рублей на тонну за шесть лет при Urals $60 за баррель.
Общая величина потерь российских потребителей составит около 1 трлн рублей за время проведения маневра. Для стран ЕАЭС потери от отмены пошлин превысят 600 млрд рублей, но часть этой суммы будет возвращена за счет российского бюджета. Поэтому итоговый результат снизится до 250 млрд рублей.
Кто получит отрицательный акциз
Дополнительные параметры маневра до сих пор являются предметом обсуждения. Например, есть вопрос: какие НПЗ должны получить отрицательный акциз? Изначально одной из целей маневра было лишение субсидии простейших перегонных заводов — производителей суррогатов и экспортных полупродуктов. Сейчас переработка нефти на таких НПЗ составляет около 20% от российского показателя. Суммарные потери таких производств от прекращения субсидирования за шесть лет оценивались в 400 млрд рублей. Но было сделано послабление: в законопроект