Небо под санкциями. Что потеряет Россия от запрета на пролет иностранных самолетов

Авиатранспорт и самолетостроение – слишком чувствительные для страны сферы

ForbesОбщество

Небо под санкциями. Что потеряет Россия от запрета на пролет иностранных самолетов

Авиатранспорт и самолетостроение – слишком чувствительные для страны сферы, чтобы использовать их в краткосрочных внешнеполитических целях. Об этом следует помнить, азартно обмениваясь санкционными ударами

Федор Борисов

Механизм санкций — сколь популярный, столь и малоэффективный способ политического давления на недружественные страны. В отношении мобилизационных командных экономик он, кажется, просто не имеет смысла — бедные страны и без санкций останутся бедными. Для богатых же государств это в целом неприятное, но чаще всего легко преодолимое событие. Для развивающихся экономик санкции более чувствительны, но, как правило, наибольший удар от них приходится по так называемому среднему классу, не составляющему в таких странах большинство. Поменять таким образом неугодный политический курс это никак не помогает, а чаще даже, наоборот, укрепляет действующий режим. Санкциями можно разве что загнать развивающуюся экономику в мобилизационную.

Однако санкции — это простая и понятная широким массам мера, которую легко предложить избирателям, увлекшимся геополитическими играми. А главное, они идеально отвечают на вопрос: «Ведь надо же что-то делать?» Оттого экономические ограничения остаются такими популярными. В санкционном противостоянии России и Запада дело, кажется, дошло и до авиационного транспорта.

Около трех лет назад война авиационных санкций вспыхнула между Россией и Украиной: две страны запретили друг другу полеты над своими территориями. Причем Украина поначалу и вовсе «выстрелила себе в ногу», закрыв только прямое сообщение с Россией, но сохранив на какое-то время транзит российских авиакомпаний над своей территорией. Быстро спохватившись, Киев закрыл для России все свое небо. В итоге обе стороны столкнулись с потерями. Для перевозчиков из России существенно выросли издержки при полетах в Турцию, Грецию и на Балканы, а национальный провайдер аэронавигационных услуг Украины «Украэрорух» потерял основную часть своих поступлений.

Кроме того, украинские авиакомпании фактически утратили возможность развития Киева как трансферной точки на азиатском направлении, что, впрочем, вряд ли сильно повлияло на их текущую деятельность. Быстро оправившись от краткосрочных шоков, обе стороны адаптировались к новым реалиям, а рынки авиатранспортных перевозок в обеих странах после годового затишья взяли курс на быстрый рост. Как и в большинстве других случаев, санкции нанесли урон обеим сторонам, но никого не остановили. Настоящим же победителем стала белорусская авиакомпания «Белавиа», построившая выгодный бизнес на трансферном потоке между Россией и Украиной. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Корпоративное добро: зачем бизнесу нужна благотворительность Корпоративное добро: зачем бизнесу нужна благотворительность

Александра Бабкина о том, чем бизнес и НКО могут быть полезны друг другу

Forbes
10 вопросов группе Justice 10 вопросов группе Justice

Интервью с участником группы Ксавье де Росне

Esquire
«Лимассолград»: FT рассказала, почему ЕС начал беспокоиться из-за русских на Кипре «Лимассолград»: FT рассказала, почему ЕС начал беспокоиться из-за русских на Кипре

Как выходцы из СССР повлияли на Кипр, почему это заставляет Брюссель волноваться

Forbes
Зерно странствий Зерно странствий

О королевском достоинстве рисового пудинга

Огонёк
#инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью #инструктаж: как побороть стресс и тревогу этой осенью

Шесть простых практик, которые помогут отвлечься от тревожных мыслей

РБК
Технология безумства: полет на тысяче воздушных шариков Технология безумства: полет на тысяче воздушных шариков

Как подняться выше вершин Эльбруса на связке воздушных шариков

Популярная механика
Психодрама: каждый может найти свою звезду Психодрама: каждый может найти свою звезду

Все об участии в Конференции психодрамы

Psychologies
Природа под ударом Природа под ударом

Пластик превращает океан в минное поле

National Geographic
5 тысяч км/ч на магнитной подушке. Какими будут поезда будущего 5 тысяч км/ч на магнитной подушке. Какими будут поезда будущего

Будущее железных дорог от Стивена Кинга, Кристофера Приста и других авторов

СНОБ
Крымское похмелье. Зачем Путину нужен мост через Керченский пролив Крымское похмелье. Зачем Путину нужен мост через Керченский пролив

Ультрадорогой мост из Краснодарского края на Крымский полуостров открыли 15 мая

Forbes
Ракетный гольф: технологическое безумие Ракетный гольф: технологическое безумие

Американец Даг Фрост умудрился «скрестить» гольф и любительское ракетостроение

Популярная механика
Не такие как все Не такие как все

Как в России дорабатывают машины на примере самых популярных стилей тюнинга

АвтоМир
Фэн-шуй в саду Фэн-шуй в саду

Преображаем дачный участок

Лиза
Регионы строятся по росту Регионы строятся по росту

Задача властей - добиться роста инвестиционной привлекательности

РБК
Монумент истины Монумент истины

Писатель Алексей Иванов — о том, почему политики возводят себе памятники

GQ
Frostpunk Frostpunk

Холодное сердце

Игромания
«Вы мне нравитесь!»  - Таня Ткачук о стиле, музыке и вдохновении «Вы мне нравитесь!»  - Таня Ткачук о стиле, музыке и вдохновении

Сердце и голос группы "Моя Мишель" - очаровательная, трепетная Таня Ткачук

Cosmopolitan
Другой подход к капитализму Другой подход к капитализму

Приобретение Fortum части Uniper может благоприятно отразиться на энергетике

Эксперт
Чужой среди своих: чем займется Алексей Кудрин в Счетной палате Чужой среди своих: чем займется Алексей Кудрин в Счетной палате

Это назначение окончательно исключит экономиста из реальной политики

Forbes
Игры со вкусом: Москва Игры со вкусом: Москва

Путеводитель по 11 городам, принимающим чемпионат

National Geographic
Гороскоп Vogue: июнь 2018 Гороскоп Vogue: июнь 2018

Что нас ждет в первый месяц лета

Vogue
Медленные танцы с Владиславом Насташевым Медленные танцы с Владиславом Насташевым

В Театре наций грядет премьера — музыкальный перформанс Владислава Наставшева

СНОБ
Ничего подобного! 8 мифов о еде, в которые пора перестать верить Ничего подобного! 8 мифов о еде, в которые пора перестать верить

Кто-то когда-то сказал, что питаться нужно правильно

Playboy
Супергерои и Смерть. Почему «Мстители: Война бесконечности» — лучший фильм Marvel Супергерои и Смерть. Почему «Мстители: Война бесконечности» — лучший фильм Marvel

Еще никогда критики не чувствовали себя настолько униженными и бесполезными

Esquire
Свадебный торт Меган и Гарри Свадебный торт Меган и Гарри

Даже в выборе свадебного торта парочка решила пойти наперекор традициям

Vogue
Кратчайшая история наручников: как люди сковывали друг друга Кратчайшая история наручников: как люди сковывали друг друга

С древнейших времен люди пытались ограничить подвижность друг друга

Популярная механика
10 венгерских автомобилей: не только Ikarus 10 венгерских автомобилей: не только Ikarus

Помимо Ikarus, в Венгрии есть (или были) другие автозаводы

Популярная механика
Самые жуткие травмы в истории спорта Самые жуткие травмы в истории спорта

Шесть случаев, узнав о которых, ты ограничишь свою физнагрузку игрой FIFA 17

Maxim
Сборная России по футболу Сборная России по футболу

Правила жизни сборной России по футболу

Esquire
Стареющая сила: в чем беда демографической политики России Стареющая сила: в чем беда демографической политики России

В России наименее защищенной категорией оказались люди старше 45 лет

Forbes
Открыть в приложении