Не только «файф-о-клок»: все о традиции английского чаепития
Afternoon tea или послеобеденный чай – одна из красивейших традиций Англии. В учебниках английского эту трапезу также часто именуют five o’clock tea (пятичасовой чай). Сегодня мы расскажем об истории и основных правилах afternoon tea. А также узнаем почему название «файф-о-клок» не совсем верно.
От королевы до рабочего класса: как Англия полюбила чай
Сегодня Великобритания входит в ТОП-3 стран по потреблению чая. Первой моду на этот напиток в Англии в 1660-х годах ввела Екатерина Браганская – жена короля Карла II Стюарта. Португалия, родина королевы, импортировала чай напрямую из Китая через колонию Макао. Поэтому традиция чаепитий уже была знакома португальской знати. В Англии же чай хоть и был известен, но популярностью не пользовался. Чайные листья на Туманный Альбион поставляли голландцы, однако цена на товар и пошлины были невероятно высоки. Так, стоимость одного фунта чая равнялась зарплате среднего рабочего за год.
Екатерина отказываться от привычного напитка не пожелала. Не случайно, в ее приданое, помимо драгоценностей и портов в марокканском Танжере и индийском Бомбее, вошли два фунта чайных листьев (весьма богатый подарок по тем временам). Вслед за королевой к чаепитиям пристрастились другие знатные дамы, не желавшие отставать от моды. Любопытно, но до этого момента в Англии не было ни специальных чашек для чая, ни ложек для сахара, ни даже заварочных чайников. Их также приходилось заказывать из Китая через Португалию или Голландию. Изысканный фарфор, красивая сервировка, модный напиток – все это делало чаепития символом принадлежности к элитным слоям общества. Но это все еще был не afternoon tea в сегодняшнем понимании.
В первой половине XVIII века чай оставался элитным продуктом, доступным лишь очень богатым людям. Постепенно ситуация менялась. Британская Ост-Индская компания заполучила монополию на чайные поставки в Англию. Правительство же было заинтересовано в росте потребления этого напитка: так в казну могло поступать больше налогов. Уже к началу XIX века чай подешевел настолько, что стал доступен даже рабочему классу. В отличие от кофе, его можно было разбавлять несколько раз без ущерба для вкуса. Кипяченая вода предотвращала распространение инфекций. А получаемые с сахаром углеводы заряжали рабочих энергией, необходимой для завершения трудового дня.