Не солдат, а морской инженер: как погибший в Геркулануме сменил чин и профессию
Археология — это не только раскопки. После работы в поле ученые садятся за интерпретацию: оценку всей совокупности находок, включая остатки архитектуры, инженерных сооружений, погребения, чтобы подыскать открытиям место в контексте уже известного. Часто и музейщики возвращаются к давно известным предметам в запасниках или экспозиции, чтобы заново их исследовать. Так, недавно в Государственном историческом музее в Москве найденные в середине XX века жертвенный нож и наконечник копья эпохи викингов из кургана Черная могила были составлены в так называемые «варварские скипетры». А заново обследованная мумия мужчины, хранящаяся в Национальном музее в Варшаве с 1826 года, оказалась мумией беременной женщины. Не отстают от коллег и те, кто изучает античность: на днях директор Археологического парка Геркуланума Франческо Сирано рассказал о новой интерпретации находки, сделанной еще в 1980-е годы.
В 1980-х годах археологи Геркуланума начали исследование береговой линии древнего города. Были открыты 12 необычных арочных помещений прямо в подпорной стене форума. Их окрестили «эллингами», или «лодочными сараями», хотя следов лодок или какого-либо имущества в них не сохранилось.
В помещениях ученые нашли останки больше 300 человек — и мнение, что при извержении Везувия в Геркулануме погибли единицы, пришлось оставить в прошлом. Помимо больших групп в эллингах, несколько десятков тел нашли и на берегу залива.
Появилась гипотеза, что эти люди пришли на берег в ожидании помощи с моря, а под толстыми сводами эллингов укрылись от вулканического пепла и лапилли. Но от смертоносных пирокластических потоков — горячей смеси газа, пепла и осколков вулканических пород — такое укрытие их уже не уберегло. До Геркуланума, согласно современным реконструкциям, первый такой поток добрался в первые же сутки катастрофы.