Не растряси: как настроить подвеску на мотовездеходе
Мотовездеходы с посадкой бок-о-бок (side-by-side vehicle, SSV) во внедорожную жизнь России впервые влились в конце 2000-х и, в принципе, не создавали какого-то большого ажиотажа. Через несколько лет, когда канадская компания BRP представила свой самый популярный мотовездеход Can-Am Maverick X3, "кибитки" (как их для удобства произношения стали называть в нашей стране) буквально заполонили все возможные гонки. Несмотря на их предназначение, российские владельцы стали заезжать на них в грязь, болото и в другие буераки, где даже грибы не растут. Но на скоростных гонках лучше всего все-таки использовать SSV.
Если посмотреть список участников на крупных соревнованиях по ралли-рейдам в мире, то класс SSV является одним из самых многочисленных и популярных. К примеру, на Dakar 2021 было заявлено 498 участников, из них 101 мотоцикл, 64 автомобиля, 61 мотовездеход, 16 квадроциклов и 44 грузовика. С учетом того, что в том или ином виде класс SSV на Dakar существует только 7 лет, это отличный показатель.
Там, где скорость, часто прыжки, колея и внезапные опасности высока вероятность «разложиться». Один из простых и универсальных способов подготовить мотовездеход к таким испытаниям, это правильно настроить подвеску. Сделать, кстати, это можно самостоятельно.
Первый шаг: Делаем клиренс загруженной (с экипажем) техникой 36-37 см
В качестве примера используется популярная модель Can-AmMaverick X3 XRS/XRC 2016-2019 гг.
Отметим сразу главное: не существует как единой настройки, которая позволит одинаково комфортно эксплуатировать технику в различных условиях, так и идеального амортизатора. При выборе стандартной настройки амортизаторов на Can-Am Maverick X3 XRS/XRC специалисты компании BRP явно вдохновлялись дюнными гонками. Предлагаем рассмотреть, что мы можем сделать со стандартными амортизаторами на стандартных пружинах для наших российских дорог.
Сначала термины
LS – медленное сжатие (шлицевая отвёртка, 4 оборота), крены техники, раскачивание, точность управления.
HS - быстрое сжатие (ключ на 17, 4 ¼ оборота), резкие удары, пробой, прыжки.
R - отбой, скорость расправление амортизатора. 24 клика.
Мы рекомендуем
Передний амортизатор
LS – затянуть. Закручиваем до упора и возвращаем 1 оборот спереди.
HS – откручиваем до упора и затягиваем на 1 оборот спереди.
Отбой спереди закручиваем до упора и откручиваем на 15 кликов.
Задний амортизатор
LS – затянуть. Закручиваем до упора и возвращаем на 1,5 оборота сзади.
HS – Откручиваем до упора и затягиваем на 0,5 оборота сзади.
Отбой сзади закручиваем до упора и откручиваем на 10 кликов. Отбой на задний оси делам туже, чтобы при подбросах машину не крутило мордой вниз.