Не распущенность, а выживание: как Жозефин Батлер защищала проституированных женщин
Обеспеченная британка Жозефин Батлер защищала права женщин, о которых в ее кругах было неприлично даже говорить вслух, — тех, кто продавал свое тело. Батлер первой в Великобритании занялась борьбой с проституцией и стала крупнейшим реформатором своего времени, добиваясь доступа к образованию и рабочим местам для женщин, чтобы им не пришлось продавать себя в попытке прокормиться
Перелом в жизни
Истоки прогрессивных взглядов Жозефин стоит искать в семье. Она родилась в 1828 году в Нортумберленде в Англии и стала седьмым ребенком состоятельных землевладельцев, известных своими либеральными воззрениями. Ее отец Джон Грей был активным участником движения против рабства. Закон, отменивший рабство в Британской империи в 1833 году, был принят его двоюродным братом, премьер-министром Чарльзом Греем.
Когда Жозефин было 19 лет, на нее произвел неизгладимое впечатление голод в Ирландии, последовавший после гибели всего урожая картофеля, — единственной культуры, которая позволяла прокормить крестьянские семьи. Последствия были катастрофическими: за пять лет с 1846 года около 1 млн человек умерли от голода или связанных с ним болезней. Однако более всего Жозефин поразил не сам факт голода, а то, что правительство не приняло никаких мер для поддержки населения и не предоставило людям ни малейшей помощи.
Вторым человеком после отца, разделявшим стремление Жозефин к социальной несправедливости, стал ее муж Джордж Батлер, директор школы, приверженец поистине редких в то время взглядов — веры в равенство между мужчинами и женщинами. В их счастливом браке родились трое сыновей и дочь Ева. Но в 1864 году семью настигло горе — пятилетняя Ева упала с лестницы и разбилась насмерть. Трагедия едва не свела с ума Жозефин. После переезда в Ливерпуль в январе 1866 года, где Джордж получил должность директора колледжа, она по-прежнему не находила себе места. «Мое сердце болело днем и ночью, и я знала, что единственным возможным утешением, по-видимому, было бы найти другие сердца, которые болели бы и имели на это больше причин, чем мое», — решила она.
Именно в это время Жозефин узнала о работном доме Браунлоу-Хилл в Ливерпуле — одном из госучреждений, предоставляющим самым бедным кров и питание в обмен на работу. Там она увидела, в каких суровых условиях трудились женщины. Также она бывала в самых бедных кварталах и больницах Ливерпуля, где познакомилась с великим множеством нищих женщин, часто с разрушенным здоровьем, иногда уже близких к смерти. Батлер собирала информацию об их жизни и очень скоро поняла, что большинство из них занималось проституцией, не имея других возможностей заработать.
В больнице одного из работных домов Жозефин встретила девушку с прогрессирующим туберкулезом по имени Мэри Ломакс. Она работала младшей горничной в зажиточном доме. Когда ей не было и 15 лет, хозяин дома послал ее в свою комнату за портсигаром, пошел за ней, закрыл дверь и изнасиловал. После родов Мэри скрывала ребенка, а вскоре ее похитила содержательница одного из борделей в Ливерпуле.