Не ходите, дети, в метаверс гулять: что такое метавселенные
Безоблачное будущее в метавселенных, которое рисуют нам корпорации, не такое уж безоблачное. Попробуем разобраться, почему
Спросите 50 человек, что такое метавселенная прямо сейчас, и вы получите 50 разных ответов», — пишет газета Guardian. Однако чтобы объяснить, что это такое, вам не нужна ни она, ни Марк Цукерберг, ни даже РБК. Вы можете сделать это сами, просто подставив вместо него в голове слово «киберпространство». И все. Любая ваша мысль, ассоциация или предположение будут так же верны, как и ошибочны. Потому что никакой метавселенной сейчас не существует. Все разговоры о ней и шумиха в медиа про нашу жизнь в метаверсе напоминают дискурс 70-х годов, когда интернет только наступал и никто не мог понять, как это все будет выглядеть. Сейчас мы все вместе переживаем что-то аналогичное.
И нет, у Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и десятка других компаний метавселенных нет. NFT-коллекции и виртуальные худи Balenciaga тоже за полноценный метаверс не считаются. И не верьте тем, кто утверждает обратное. Даже глава Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и СЕО Epic Games (разработчик игры Fortnite) Тим Суини говорят, что просто строят части одной большой метавселенной и сил одной компании на построение ее целиком недостаточно. Сказать «Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) строит метавселенные» — все равно что сказать «Google делает интернет».
Поскольку описать несуществующее сложно, остается довериться маркетинговым текстам, самый лаконичный из которых, пожалуй, у Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): «Метавселенная» — это набор виртуальных пространств, где вы можете творить и исследовать вместе с другими людьми, которые не находятся в одном физическом пространстве с вами». Но это определение уж больно напоминает все, что мы уже видели до этого. И вот почему.
Мета… что?
Несмотря на то что широкие массы заговорили о метавселенных после ребрендинга Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) осенью 2021 года, термин metaverse ввел писатель-фантаст Нил Стивенсон в киберпанк-романе «Лавина» 1992 года, чтобы описать виртуальное пространство для взаимодействия людей через свои аватары. Однако под это описание подходит любая онлайн-игра, а метавселенная должна в XXI веке соответствовать набору критериев:
- метавселенная — не синоним VR или AR (VR/AR могут быть лишь средством);
- она должна охватывать разные сферы жизни (не только игры, но и работу, учебу, общение);
- в ней должна присутствовать полноценная экономика;
- «беспрецедентная функциональная совместимость» — возможность переносить свои «вещи» из одного места вселенной в другое;
- децентрализованное управление множеством игроков, отсутствие одного владельца.
Мы почти на грани метавселенной: обмениваемся биткоинами, играем в многопользовательские игры в реальном времени, приобретаем искусство в NFT. Некоторые ее элементы можно найти, например, в многопользовательских играх. В шутер Fortnite теперь приходят не только поиграть, но и послушать концерт Арианы Гранде. Игроки накапливают виртуальную валюту, с помощью которой можно разблокировать экипировку, и другие вещи для настройки своих аватаров. Nvidia запустила платформу Omniverse, которая позволяет совместно работать в 3D-пространстве в режиме реального времени. А в блокчейн-игре Axie Infinity можно заработать реальные деньги,