Интервью с ректором МГИМО, академиком Анатолием Торкуновым

НаукаНаука

Пришел новый период, и нужно вновь обустраивать мир

Ректор МГИМО, академик Анатолий Торкунов — о миллиарде рублей в эндаумент-фонде, о том, почему важно настаивать на вкладе России в великую Победу, и о неожиданно легком погружении в онлайн-преподавание.

Интервью взял Владимир Александров, группа «Прямая речь»

ак у вас возникла идея стать дипломатом?

— Все произошло достаточно случайно. Юношей я интересовался политикой, много читал о дипломатах — и наших, и зарубежных. В частности, вспоминаю романы Саввы Дангулова, многие из которых экранизировались, по ним ставили спектакли. В то время я живо увлекался театром, смотрел все, что возможно, и не только в Москве, но и в Ленинграде. Мне особенно хорошо запомнился прекрасный образ женщины-дипломата Кольцовой, сыгранный Ангелиной Степановой в Художественном театре в пьесе братьев Тур «Чрезвычайный посол». Художественные образы с одной стороны эмоционально, а с другой — и профессионально сориентировали меня в выборе профессии. Я сдал довольно сложные вступительные экзамены в МГИМО. При подготовке к поступлению у меня был только один репетитор, по английскому языку: я учился в обычной школе, английский был два раза в неделю, а в классе — около 40 человек. Поступил с первого раза, хотя на моем курсе было много ребят, в том числе детей сотрудников МИДа, которые не поступили сразу и уже поработали кто где: на заводе, в НИИ. А кто-то из них, в том числе и из моих друзей, работали в институте гардеробщиками или в хозчасти, и только через год смогли поступить. Некоторые из них стали послами и даже до сих пор служат. Это к вопросу о том, что якобы мидовские дети всегда имели «зеленый свет» при поступлении. У нас был замечательный курс, добрая дружба, хорошая соревновательность, я бы сказал, не карьерная, а в знаниях.

По окончании учебы меня не отпустили на дипломатическую работу, и я остался в институте. Довольно долго проработал в разных качествах. Затем уехал в посольство СССР в США. Вернувшись снова в институт, стал деканом основного факультета — международных отношений, затем проректором, а в декабре 1992 года на общем собрании был избран ректором МГИМО. Так что большая часть моей жизни связана с институтом и, конечно, с МИДом, где я уже почти 25 лет член коллегии. В 1993 году мне был присвоен ранг посла. Я привлекался ко многим международным мероприятиям и в целом всегда был увлечен помимо образовательной деятельности научной и практической работой. У нас всегда работало много дипломатов, которые были одновременно и крупными учеными. Это и мои учителя, как, например, Сергей Леонидович Тихвинский, выдающийся китаист, дипломат, посол, ректор Дипломатической академии. Мы трудились в одно время на одной кафедре, и он был моим научным ментором, помогал войти в большую науку.

Плата за образование не покрывает расходов

— У МГИМО крупнейший в стране эндаумент-фонд, в формировании которого участвуют очень известные благотворители, в том числе Алишер Усманов и Владимир Потанин. Поскольку такой фонд — редкость в России, хочется узнать, как он возник и какие права и влияние на фонд и университет имеют крупнейшие его доноры?

— Инициатором создания эндаумент-фонда выступил выпускник МГИМО Владимир Потанин 13 лет назад. В августе 2007 года фонд был зарегистрирован, и тогда же учредители — Владимир Потанин, Алишер Усманов и Фаттах Шодиев — внесли свой первый взнос в равной доле, договорившись, что в ходе нашей работы они будут удваивать то, что мы сумеем собрать помимо этого первого взноса. По тем временам это были очень большие деньги. Мы активно включились и до миллиарда рублей дошли достаточно быстро. Эндаумент, то есть фонд целевого капитала, предполагает, что тратить можно только до 20% накопленных средств (так называемого тела капитала) и то, что заработано. За это время мы сменили уже несколько управляющих компаний, о некоторых я бы не хотел упоминать. Были и сложные времена, но фонд удалось сохранить, и сегодня мы работаем с тем, кому доверяем,— с Газпромбанком и ВТБ. За годы существования эндаумента в университет был передан почти миллиард рублей. Средства идут на поддержку профессоров, преподавателей, студенческие гранты, академический обмен с другими странами, приглашение зарубежных профессоров мирового уровня.

Вы задали вопрос о влиянии учредителей на работу фонда. Я сам являюсь одним из них (правда, без взноса) и президентом эндаумента. Все крупные траты мы обязаны согласовывать с учредителями и с президиумом эндаумента, поскольку есть четко установленный законодательством регламент работы фонда. Конечно, небольшие проекты, студенческие гранты, например, выплаты по научно-исследовательской работе мы оплачиваем напрямую. Это законно. Ежегодно фонд проходит аудиторскую проверку, отчет которой предоставляется учредителям. Здесь все предельно прозрачно. Мы продолжаем активно работать, но, конечно, пока не можем сравниться с Гарвардом, со Стэнфордом, в частности, еще и потому, что у нас законодательство в этой сфере пока не так детально проработано. Большинство американских университетов получили в качестве взноса в эндаумент крупные земельные участки. У нас же в законодательстве это не предусмотрено. Один из наших венгерских выпускников в свое время выразил желание передать родному университету землю в Венгрии, но мы отказались. Слишком сложная процедура оформления.

— Вообще очень интересен вопрос об университете как экономическом агенте. Вы, бесспорно, создаете огромную ценность, давая образование людям, повышая их капитализацию. Можно ли как-то оценить это? И что можно сказать о формальной эффективности университета, можно ли и корректно ли вообще говорить о прибыли?

— Наше финансирование организовано по годам. Прибыль не предусмотрена. Из года в год есть переходные деньги, которые для нас важны, потому что оплата образовательных услуг осуществляется дважды в год, а тратим мы ежемесячно. Если говорить о каком-то накоплении, то этим может заниматься только эндаумент-фонд, вуз — нет. Скажу откровенно, у нас довольна высокая стоимость образования, но это не покрывает наши расходы — они в два раза больше. Приходится все время использовать внебюджетные средства для того, чтобы сохранять стабильность оплаты труда профессоров, преподавателей, обеспечивать поддержку студентов. Нам это удавалось и в сложные 1990-е годы. К счастью, мы ни на один день не задержали зарплаты, более того, выполняем в полной мере все требования, в том числе указов президента. В этом году мы, отвечая на обращение президента, в условиях пандемии не повысили оплату за обучение даже в рамках инфляции. Сейчас решаем, как выходить из этой ситуации с точки зрения финансового года, потому что программы не становятся дешевле. Раньше было немного иначе. Мы видели новую потребность в определенного рода специалистах на рынке и открывали программу. Сегодня в МГИМО более 100 программ бакалавриата и магистратуры. Теперь мы тщательно просчитываем все до открытия. Это нормально, понимать, какие программы реализовывать в процессе обучения, что будет востребовано на рынке труда — как традиционном, так и в коммерческих структурах, в том числе за рубежом. Мы работаем и на глобальном рынке труда.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Во все легкие Во все легкие

Жители хорватского полуострова Истрия нашли путь к счастью

Вокруг света
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Можем только копать Можем только копать

Российские игроки приступают к проектам по разработке месторождений цинка

Эксперт
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Овечкин и вечность Овечкин и вечность

Александр Овечкин из хоккейной звезды превращается в величайшего хоккеиста

Men’s Health
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Еще чашечку! Еще чашечку!

7 симптомов, что у тебя зависимость от кофеина и как с этим справиться

Лиза
«Несвяточные рассказы» и смешной роман о непростом выборе «Несвяточные рассказы» и смешной роман о непростом выборе

Книги о волшебстве, мошенничестве, зороастрийской магии и Италии

Ведомости
Каждому инвестору по башне Каждому инвестору по башне

Оператор башен «Билайна» ГК «Сервис-телеком» провела реорганизацию

Ведомости
Зеленый древесный питон Зеленый древесный питон

Наш герой – зеленый, или древесный, питон – вид ромбических питонов

Знание – сила
Спортивный бонус Спортивный бонус

Сколько и каких бонусов принесет здоровью фитнес в течение жизни?

Лиза
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Не время для чувствительности: что делать, если «сводит» зубы Не время для чувствительности: что делать, если «сводит» зубы

Откуда берется повышенная чувствительность зубов и как от нее избавиться

ТехИнсайдер
Первобытные домостроители Первобытные домостроители

Домостроительство, безусловно, одно из наиболее ранних умений человека

Знание – сила
Два Гуся, две светлые постройки Два Гуся, две светлые постройки

Маршрут путешествия на два дня в Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный

Weekend
Нужна помощь! Нужна помощь!

8 ситуаций, когда точно пора к психологу

Лиза
Турция: есть ли жизнь после Эрдогана? Турция: есть ли жизнь после Эрдогана?

Изменится ли политика Анкары после смены многолетнего «раиса»?

Монокль
Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев» Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев»

«Я всегда была Хельгой. У меня финские корни»

Коллекция. Караван историй
Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться» Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историй
Аппетиты к тратам Аппетиты к тратам

В январе ненефтегазовые доходы федерального бюджета выросли на 9%

Ведомости
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Открыть в приложении