Фазовый переход школьного «вещества»
Как общественный институт отечественная школа драматически отстает и от глобальных образовательных процессов, и от потенциала собственного развития. Возможен ли качественный рывок? За счет чего он может быть совершен? Какова в этом роль цифровых технологий?
Понятие «фазового перехода» в применении к школьной проблематике прозвучало на недавней конференции «Инициативы ФГОС 4.0». В физике, откуда и пришел этот термин, под фазовым понимается скачкообразный переход вещества из одной термодинамической фазы в другую при изменении внешних условий. Например, плавление или, напротив, кристаллизация, испарение или конденсация, переход в состояние сверхпроводимости и так далее. Понятно, что в контексте школьного образования термин использован как метафора, символизирующая переход в новое качество. (Точнее, пока скорее потребность в этом переходе.) И все же обратим внимание на две особенности использованной аналогии.
Во-первых, фазовый переход осуществляется при изменении — или под воздействием — внешних условий. Вот только несколько примеров условий, сегодня влияющих на «вещество» школы, которое также можно назвать содержанием образования…
Стремительно и непрерывно усложняющийся мир требует от института школы подготовки человека к жизни и работе в условиях неопределенности. Мы же пока тренируем его память на ограниченном и жестко структурированном объеме учебного материала.
Готовность к изменениям определяется наличием либо отсутствием новых компетентностей — гибких навыков, «навыков XXI века» (синонимический ряд можно продолжить по желанию). Но мы пока не умеем адекватно оценивать прогресс в овладении ими, а классическая система оценивания — от 1 до 5 или 10 баллов — здесь просто не подходит.
В оценке прогресса ребенка — и даже персонализации процесса его обучения — сильно помогли бы цифровые технологии. Но опыт карантина показал, что в России 700 тыс. школьников оказались вообще вне дистанционного образования просто из-за отсутствия технических возможностей, а многие педагоги технологически неграмотны.