Ученые выяснили, откуда берутся нейтрино сверхвысоких энергий

Беглецы от черной дыры

Ученые из России выяснили, откуда берутся нейтрино сверхвысоких энергий. Это оставалось загадкой долгие годы.

Анатолий Глянцев

Быстрые и почти неуловимые

Нейтрино — это чрезвычайно легкие частицы без электрического заряда. Они так редко взаимодействуют с веществом, что с легкостью прошивают насквозь Землю и нас самих, не причиняя вреда. Очень редко нейтрино врезается в атомное ядро и вызывает рождение других частиц. Астрономы используют это явление, чтобы изучать поток космических нейтрино.

Нейтрино рождаются во многих процессах. Это, например, термоядерные реакции в недрах звезд и взрывы сверхновых. Но до сих пор никто не знал, откуда берутся космические нейтрино сверхвысоких энергий: от 200 тераэлектронвольт (ТэВ). Их источником могут быть только протоны, разогнанные почти до световой скорости. Но здесь-то и кроется загвоздка.

Астрофизикам не привыкать к частицам, движущимся на субсветовых скоростях. Но обычно они имеют дело с электронами. А протон тяжелее электрона почти в две тысячи раз, разогнать его отнюдь не просто. Получается, что где-то в космосе работают ускорители, рядом с которыми Большой адронный коллайдер выглядит детской игрушкой. Но какие небесные тела способны на подобное?

Теперь российские ученые знают ответ: как минимум часть загадочных нейтрино высоких энергий рождается вблизи сверхмассивных черных дыр. И не всех подряд, а тех, которые особенно активно поглощают окружающие их вещество.

Сияние у края бездны

В центре (ядре) любой галактики есть сверхмассивная черная дыра — массой от сотен тысяч до десятков миллиардов солнц. Сами черные дыры, как им и положено, ничего не излучают. Но они окружены дисками постепенно падающего на них вещества. В процессе падения на черную дыру и ускорения рядом с ней часть вещества испускает свет, радиоволны и электромагнитное излучение других видов.

Есть галактики, в которых на черную дыру падает особенно плотный поток вещества. Как следствие, и излучение из окрестностей таких хищниц намного сильнее, чем из центров обычных галактик, вроде нашей. В таких случаях астрономы говорят об активном ядре галактики, АЯГ.

В сердце АЯГ, в облаке раскаленного вещества, падающего на черную дыру, происходят бурные и еще не до конца изученные процессы. Может быть, и нейтрино сверхвысоких энергий рождаются именно здесь?

Икигай Икигай

Японские секреты долгой и счастливой жизни

kiozk originals
«Закупали фены на личную кредитку сотрудника»: как открыть парикмахерскую в разгар пандемии и кризиса «Закупали фены на личную кредитку сотрудника»: как открыть парикмахерскую в разгар пандемии и кризиса

На какие жертвы пришлось идти, чтобы запустить новый бизнес-проект в 2020 году

Торт не захочешь! 10 продуктов, которые уберут тягу к сладкому. Мнение диетолога Торт не захочешь! 10 продуктов, которые уберут тягу к сладкому. Мнение диетолога

Как освободиться от сахара?

Девушки в бизнесе: как не бояться начать свое дело и что для этого нужно Девушки в бизнесе: как не бояться начать свое дело и что для этого нужно

Вы когда-нибудь мечтали о своем деле?

Материал для победы Материал для победы

Композитная долина позволит запустить производство высокотехнологичной продукции

«Современная смерть. Как медицина изменила уход из жизни» «Современная смерть. Как медицина изменила уход из жизни»

Отрывок из книги Хайдера Варрайч «Современная смерть»

На каком масле лучше всего жарить? На каком масле лучше всего жарить?

Рафинированное или нет, сливочное, оливковое или льняное?

Reminder
В погоне за молодостью В погоне за молодостью

Как в 50 выглядеть на 30

Добрые советы
Как Конан Дойл стал Шерлоком Холмсом, расследовал загадочное убийство и исправил одну из крупнейших судебных ошибок XX века Как Конан Дойл стал Шерлоком Холмсом, расследовал загадочное убийство и исправил одну из крупнейших судебных ошибок XX века

Шерлок им бы гордился

Нити цивилизации: от лоскутного одеяла до умной ткани Нити цивилизации: от лоскутного одеяла до умной ткани

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Люк Бессон Люк Бессон

Правила жизни Люка Бессона

«Мне больно, когда выбирают другого»: есть ли польза от ревности? «Мне больно, когда выбирают другого»: есть ли польза от ревности?

Психолог: почему мы ревнуем и что с этим делать?

Галадриэль или королева Елизавета I: 10 лучших ролей Кейт Бланшетт Галадриэль или королева Елизавета I: 10 лучших ролей Кейт Бланшетт

Список обязательных к просмотру фильмов с участием Кейт Бланшетт

10 легендарных военных кораблей, изменивших представление о ВМФ 10 легендарных военных кораблей, изменивших представление о ВМФ

Рассказываем про 10 новаторских кораблей, повлиявших на кораблестроение

Алло, гараж! Алло, гараж!

Смартфон и кнопочный телефон: как выбрать мобильник для своей мамы или бабушки?

45 хобби для неокрепшего мозга взрослого мужчины 45 хобби для неокрепшего мозга взрослого мужчины

Список радостей, доступных взрослым, однако часто игнорируемых ими

Биологи разработали два новых метода терапии гепатита B Биологи разработали два новых метода терапии гепатита B

РНК-интерференция интерферона смогут снизить активность вируса гепатита В

Как правильно брить подмышки: полное руководство для гладкого результата Как правильно брить подмышки: полное руководство для гладкого результата

К процессу бритья надо подходить с умом

Был спрос, деньги и помощь Disney, но все равно обанкротились: как провалился перспективный бренд мороженого Ample Hills Был спрос, деньги и помощь Disney, но все равно обанкротились: как провалился перспективный бренд мороженого Ample Hills

Что будет, если вложить в рост бизнеса миллионы, но экономить на оборудовании

Снизившуюся популярность коллекционирования бабочек назвали угрозой их изучения Снизившуюся популярность коллекционирования бабочек назвали угрозой их изучения

Сегодня люди стараются фотографировать бабочек, а не ловить их

Сколько сцен сейчас можно вырезать из любой киноклассики: на примере «Кавказской пленницы» Сколько сцен сейчас можно вырезать из любой киноклассики: на примере «Кавказской пленницы»

Что останется в «Кавказской пленнице», если привести ее в политкорректный вид?

Свиней научили управлять курсором при помощи джойстика Свиней научили управлять курсором при помощи джойстика

Ученые научили свиней управлять курсором

«Секретная война»: Никиту Хрущева обвинили в убийстве Джона Кеннеди «Секретная война»: Никиту Хрущева обвинили в убийстве Джона Кеннеди

Бывший глава ЦРУ выдвинул внезапную версию убийства Кеннеди

Как сделать верный выбор? Находим ответ с помощью метафорических карт Как сделать верный выбор? Находим ответ с помощью метафорических карт

Как самостоятельно находить ответы на свои вопросы с помощью метафорических карт

Создана самая точная карта Земли. Она похожа на грампластинку Создана самая точная карта Земли. Она похожа на грампластинку

Самая точная плоская карта планеты из существовавших

Вам с ними интересно? Вам с ними интересно?

Сегодняшние родители уверены, что им интересно со своими детьми

Пришел, увидел, убедил: карманный манипулятор людьми Пришел, увидел, убедил: карманный манипулятор людьми

Прочитав эту статью о ведении переговоров, ты сможешь творить чудеса

Женская сила Женская сила

За художницей Артемизией Джентилески закрепилась слава первой феминистки

Она ест одни сладости! Она ест одни сладости!

Как скорректировать пищевые привычки ребенка?

Антонио Кастро Нето, сингапурский Графеновый центр: к нам приехал Костя Новоселов Антонио Кастро Нето, сингапурский Графеновый центр: к нам приехал Костя Новоселов