Суперкомпьютеры для технологического суверенитета
В конце ноября 2025 года состоялся четырнадцатый Национальный суперкомпьютерный форум (НСКФ-25). Встреча специалистов традиционно прошла в Институте программных систем им. А. К. Айламазяна РАН (ИПС РАН) в Переславле-Залесском. На протяжении четырёх дней специалисты суперкомпьютерной отрасли представляли результаты своих достижений, обменивались мнениями по проблемам индустрии, отмечали основные тенденции её развития.
Главный научный сотрудник ИПС РАН, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Сергей Михайлович Абрамов на пресс-конференции, состоявшейся в рамках Форума, рассказал об изменениях, произошедших в СК-отрасли за последний год — в мире и России. Свой доклад он начал с напоминания, что суперкомпьютерная отрасль включает в себя всех, кто имеет отношение к созданию, развитию, эксплуатации и поддержке суперкомпьютерных технологий. То есть это наука — академическая и отраслевая, образование, производство, бизнес, разработчики и поставщики аппаратных и программных средств, а также государственные структуры, которые используют на практике высокопроизводительные решения.
Наша страна не входит в число лидеров развития СК-индустрии: на ноябрь 2025 года всего пять супер-ЭВМ, работающих в России, попали в рейтинг 500 самых высокопроизводительных машин мира (список ТОП-500). Как и год назад, это суперкомпьютеры Яндекса: «Червоненкис», занимающий 84-е место в рейтинге ТОП-500, «Галушкин», расположившийся на 116-й позиции, «Ляпунов» — на 141-м месте. И две машины Сбербанка: «Кристофари Нео» (141-е место) и «Кристофари» (232-е место)*. Причём ещё в 2022 году у России было семь суперкомпьютеров, входивших в список 500 самых мощных вычислительных систем мира, и в 2024-м — шесть.
* https://www.top500.org/lists/top500/2025/11/
Сергей Абрамов напомнил, что рейтинг самых мощных компьютеров мира составляется уже 32 года и обновляется два раза в год — в июне и ноябре. Однако при его составлении учитываются не все установки. Некоторые страны скрывают часть своих самых мощных систем по соображениям конфиденциальности или в силу отрицательного отношения к тесту Linpack — методу оценки производительности компьютеров. Так, например, Китай уже несколько лет не предоставляет данные о своих достижениях из-за санкций, введённых против его 11 суперкомпьютерных компаний. То есть если провести аналогию всей совокупности суперкомпьютеров мира с айсбергом, то мы видим лишь его надводную часть, тогда как подводная невидимая часть вполне может быть сопоставимой по размерам.
