О чём пишут научно-популярные журналы мира
Конец автомобильным свалкам?
Как правило, отслужившие свой срок автомобили отправляют в металлолом. Нередко — спрессовав специальным прессом, чтобы они занимали меньше места. Но во многих странах в последние годы появились фирмы, занимающиеся разборкой, демонтажем старых автомашин, в результате чего удаётся заново использовать или направить на переплавку 96% общего веса машины. О подобной практике рассказал английский журнал «The Economist».
Так, завод, работающий в английском городе Пул на южном побережье Ла-Манша, ежедневно демонтирует сотню старых автомобилей. Для этого используется «конвейер наоборот», то есть конвейерная линия, как на любом автозаводе, но действующая в обратную сторону: на неё ставят старый кар, и по мере движения конвейерной ленты он разбирается. При предварительном осмотре старой автомашины в компьютер вводятся характеристики каждой её детали. Начинается чистка автомобиля: удаляют остатки топлива, моторного масла, старые шины, откачивают охлаждающий газ из системы кондиционирования. Затем старая машина поступает на конвейер разборки. Рабочие, используя в основном те же инструменты, как и на обычной линии сборки, демонтируют внутреннюю обшивку салона, сиденья, двигатель, коробку передач и всё прочее, что много лет назад смонтировали их коллеги на автозаводе. Что-то отправляется на переплавку, что-то отмывается, очищается, проверяется на работоспособность и поступает в продажу. Причём дешевле, чем новые детали, с уменьшенным гарантийным сроком, но с обязанностью продавца в случае недовольства покупателя без вопросов принять покупку обратно и вернуть деньги. Остаток — опустошённый «скелет» автомобиля прессуется до состояния, показанного на снимке, и поступает в переплавку. По расчётам экономистов, такое всестороннее использование отслужившей машины экономит около 15% энергии и выбрасывает в атмосферу на 30% меньше газов, влияющих на климат, чем изготовление нового изделия с нуля.
В столь автомобильной стране, как США, где и население побольше, чем в Англии, и уровень благосостояния повыше, действует аналогичная компания со 170 предприятиями. За год на них перерабатывают 700 тысяч «утильных» средств передвижения. Уже есть и заводы, таким же образом расправляющиеся с целыми, закончившими полезную жизнь железнодорожными составами. Аналогичные предприятия Франции за 2022 год переработали 600 тысяч старых авто.
Специалисты по переработке и восстановлению транспортных средств уже задумываются над судьбой электромобилей. Хотя по сравнению с двигателем внутреннего сгорания электромотор много проще и, как правило, служит дольше, главную опасность в электромобиле составляют аккумуляторы. Если в процессе разборки аккумулятор повредят, он может загореться и взорваться, при неосторожном демонтаже электроники возможны удары током. Аккумуляторы — самая дорогостоящая система в электромобиле, но их и сравнительно нетрудно отремонтировать, а заменить на новые — ещё проще.
Построено на воде
В январе 2019 года началось заселение нового пригорода Амстердама, сообщает немецкий журнал «Bild der Wissenschaft». Посёлок назван Schoonschip (в переводе с голландского «Чистый корабль»), стоит на воде и в нём сейчас 45 домов. Фундамент каждого состоит из полых бетонных блоков, уходящих вглубь примерно на два метра. В них устроено нечто вроде подвала, но не подземного, а подводного, где летом можно хранить съестные припасы. Там же размещены аккумуляторы, запасающие энергию от солнечных батарей на крыше. Их мощности обычно хватает, но в случае необходимости можно получать ток по кабелю с суши. Дом закреплён стальными трубами, погружёнными в дно, чтобы он не качался от волнения на море и не перекосился, если, скажем, рояль передвинут в соседнюю комнату. Понадобится переменить место жительства — дом можно отцепить и отбуксировать на новый участок. Трубы, внедрённые в дно, могут пригодиться не только для