Негодный клён
История введения в культуру этого североамериканского вида насчитывает почти четыреста лет. Это история мучений, привыкания и, наконец, победного шествия по городам, сёлам и лесополосам всего евразийского континента, вплоть до полярного круга. Обильный самосев американского клёна засоряет городские газоны, а начиная с середины XIX века и природные биотопы, подавляя местные растения. В результате он заклеймён озеленителями как «дерево-сорняк» и «клён-убийца» и исключён из списка ассортимента, рекомендованного для посадки в населённых пунктах. Московский департамент природопользования даже призывает не приобретать саженцы для дачных участков, уверяя, что это растение «не обладает высокой декоративностью и эстетическими свойствами». Но тут чиновные природопользователи, что называется, «выплеснули с водой и ребёнка».
Сорта клёна американского, или ясенелистного (Acer negundo) очень декоративны, но требуют специфического ухода для поддержания эффектной внешности. Экземпляры, размноженные черенкованием (корнесобственные), лучше выращивать методом порослевой культуры. Дело в том, что самые крупные и красивые листья несут мощные молодые побеги — волчки, которые вырастают после сильной обрезки. Молодые деревца обрезают до высоты 10—20 см и затем делают это каждый год, оставляя от нового прироста одну-две пары почек. Когда образуется большой пень, его безжалостно спиливают — американский клён не подведёт и выдаст новый пучок волчков от самого основания. Метод порослевой культуры полезен ещё и тем, что позволяет пристроить это потенциально большое дерево на маленьком участке, превратив его в компактный кустарник, который не даёт семян.
Важно выбрать время для операции. Традиционная весенняя обрезка может не получиться из-за того, что сокодвижение у клёнов очень мощное и начинается раньше, чем у плодовых: в марте, а то и феврале, когда ещё лежит снег и не каждому захочется работать в саду. Чтобы деревья не «плакали», их обрезают после окончания активного сокодвижения, когда начнут распускаться листья.
