Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизньНаука

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин.

Вариант проекта Дворца Советов в Москве. Авторы — Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. 1933 год. Из коллекции Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Москва. Источник: goskatalog.ru

В 1920-е годы, в условиях новой экономической политики, советская фантастика развивалась достаточно бурно, по ряду направлений успешно конкурируя с западной. Но именно в момент впечатляющего взлёта жанра партийные функционеры взяли литературный процесс под контроль, подчинив художественное творчество задаче пропаганды социалистических достижений. В изменившихся условиях фантастика начала терять разнообразие и потенциал к дальнейшему росту, на четверть века превратившись в один из видов «производственной» прозы.

Ближний прицел

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (пятилетки). Правительство СССР взяло курс на усиление индустриализации и коллективизации, а частные предприятия, возникшие в период НЭПа, закрывались одно за другим. Всё это непосредственным образом повлияло на издательское дело. В редакции пришла плеяда «красных» редакторов, которые считали работу с читателями избыточной, ведь внутри плановой экономики она больше не могла влиять на тираж.

«Догнать и перегнать» — агитационный плакат первой пятилетки. Автор не установлен. 1929 год. Источник: artchive.ru

28 октября 1928 года было подписано постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «Об обслуживании книгой массового читателя». В нём утверждалось, что литературу необходимо использовать в качестве «орудия организации масс и коммунистического просвещения, повышения их культурного уровня». Чтобы усилить её значение, предписывалось обратить особое внимание на выпуск трудов по марксизму-ленинизму, истории партии и революционного движения, усилить издание производственной литературы, повышающей уровень технических знаний рабочих и крестьян, и научно-популярных книг, связывая их с «задачами социалистической реконструкции хозяйства страны». Что касается художественной прозы, то её печать тоже собирались расширить, отдавая предпочтение произведениям, «развивающим актуальные политические темы и направленным против буржуазных влияний, мещанства, упадочничества».

Приоритеты были определены, и политическая литература в стране надолго стала наиболее развитым направлением издательской деятельности. К 1940 году её совокупный тираж составил 41% от общего количества выпущенных книг.

Поначалу это мало коснулось фантастики. Продолжали выходить журналы «Вокруг света», «Всемирный следопыт», «Мир приключений», «Борьба миров» и «Знание — сила», в которых регулярно публиковались жанровые повести и рассказы. Печатались и новые книги.

Обложка журнала «Вокруг света». Художник Николай Кочергин. 1931 год. Источник: fantlab.ru
Обложка журнала «Всемирный следопыт». Художник Владимир Голицын. 1931 год. Источник: fantlab.ru
Обложка журнала «Борьба миров». Художник Николай Кочергин. 1931 год. Источник: rusneb.ru

К примеру, в 1928 году издательство «Молодая гвардия» выпустило в серии «Современная библиотека путешествий, краеведения, приключений и научной фантастики» сборник ведущего советского фантаста Александра Романовича Беляева «Борьба в эфире», включавший небольшой роман под тем же названием, повесть «Вечный хлеб», рассказы «Ни жизнь, ни смерть» и «Над бездной». Наибольший интерес представляет именно роман, который публиковался годом ранее под названием «Радиополис» в журнале «Жизнь и техника связи».

Обложка сборника Александра Беляева «Борьба в эфире». Художник В. Александровский. 1928 год. Источник: fantlab.ru

Герой «Борьбы в эфире» силой мысли переносится в коммунистическое будущее — в величественный город Радиополис паневропейского паназиатского союза советских социалистических республик. Как было принято в утопиях того времени, он наблюдает различные технические усовершенствования, в корне изменившие жизнь: портативные радиоприёмники, персональные крылья, синтетическую еду в виде таблеток, коттеджи в окружении садов. Тяжёлый труд передоверен автоматам; необременительная обязательная работа занимает не больше трёх часов в день, остальное время жители утопии тратят на творчество. Однако есть ещё место, где правят капиталисты: Америка, защищённая страшными «лучами смерти». Там царит чудовищная диктатура, основанная на технологии воздействия на секрецию организма, которая превращает рабочих в узкоспециализированные живые «машины». Пришелец из прошлого становится свидетелем последней битвы, когда коммунары проламывают оборону и в бой идут армии причудливых механизмов. «Радиополис» — фактически единственный текст в советской фантастике, где описана война с Соединёнными Штатами. И, кстати, в отличие от других произведений Беляева роман не переиздавался почти шестьдесят лет.

Рабочий, превращённый в живую «машину». Иллюстрация В. Александровского к роману Александра Беляева «Борьба в эфире». 1928 год. Из книги: Беляев А. Борьба в эфире. — М.-Л.: Молодая гвардия, 1928.

В том же 1928 году вышли и другие знаковые для жанра книги: «Человек-амфибия» Александра Беляева, «Радиомозг» Сергея Беляева, «Дважды рождённый» Фёдора Богданова, «Пять бессмертных» Всеволода Валюсинского, «Бегущая по волнам» Александра Грина, «Бунт атомов» Владимира Орловского, «Гольфштрем» Абрама Палея, «Путешествие на Луну и на Марс» Валерия Язвицкого, «Я жгу Париж» Бруно Ясенского и «Бесцеремонный Роман», написанный в соавторстве Вениамином Гиршгорном, Иосифом Келлером и Борисом Липатовым.

Тем не менее политика добралась и до фантастики. Новые правила для жанра задал Анатолий Васильевич Луначарский, выступивший с пространной статьёй «Пути Следопыта» в мартовском номере журнала «Всемирный следопыт» за 1930 год. Бывший нарком просвещения, возглавивший Учёный комитет при ЦИК СССР, ратовал за «плановый» роман, показывающий быт ближайшего будущего: «Нам дозарезу нужно изображение того, как будет через десять лет жить человек в тех самых социалистических городах, которые мы строим... Советская утопия, советский научно-фантастический роман должен сделать упор на технику. Рационализация нашей техники, новые могучие изобретения, на пороге которых стоит наука, вопросы социалистической конкуренции, состязаний, своеобразных подвигов в области индустрии и агрокультуры, вторжение машины в самые дебри СССР и перевороты, которые оно там производит, — всё это мы уже видим, но многое ещё — дело завтрашнего и послезавтрашнего дня. А этот завтрашний и послезавтрашний день нам хотелось бы видеть уже сегодня. Мы жаждем заглянуть за грани текущего момента».

Направление в литературе, которое провозгласил Луначарский, впоследствии назовут фантастикой «ближнего прицела».

Страна счастливых

«Всемирный следопыт» сразу же откликнулся на призыв наркома. И через месяц в журнале был опубликован «этюд» Александра Беляева «Город победителя». Его предваряло редакторское вступление: «Победитель-пролетариат подошёл к интереснейшему моменту послеоктябрьской истории человечества — творчеству новых социалистических форм жизни, реализации „утопий”, воплощению в жизнь мечты о новой, светлой и радостной жизни. Новые социалистические города с их новым бытом — уже не отдалённая грёза мечтателя... Творчество художника, литератора, фантаста может иметь в настоящий момент большое значение, и не только пропагандистское: конкретно, практически строительство социализма должно пройти через опыт миллионов, когда они возьмутся за дело. Пусть литераторы и художники не всегда угадывают то, что будет, и даже ошибаются. Если хоть одна деталь „фантаста” войдёт кирпичиком в общее строительство — произведение автора или художника будет оправдано».

Общественный бассейн в городе будущего. Иллюстрация Николая Кочергина к научно-фантастическому «этюду» Александра Беляева «Город победителя». 1930 год. Источник: fantlab.ru

«Этюд» более всего напоминал агитационный листок. Его герой — немец-турист Карл Фит восхищается техническими чудесами будущего мегаполиса, состоящего из домов-коммун: «Особенность социалистического города, в котором я живу, заключается в том, что он поражает не американскими масштабами, а своей внутренней целесообразностью. Этот город я назвал бы фабрикой для переделки людей».

Впрочем, советское руководство собиралось «переделывать» людей не только строительством новых городов. Куда важнее было преобразовать культуру, подчинив её партийной идеологии. С этой целью 8 августа 1930 года постановлением Совнаркома РСФСР была создана монопольная структура — «Объединение государственных книжно-журнальных издательств» (ОГИЗ) при Наркомате просвещения. Вся отрасль оказалась под контролем мощной, но неповоротливой организации. Одной из её задач стала реформа журналов, которые, как отмечалось, «зачастую не являются боевыми изданиями, не имеют твёрдых планов работы, дублируют друг друга, страдают от недостатка авторских кадров, не выходят в срок».

Результат не заставил себя ждать. Исследователь истории фантастики Алексей Караваев, описывая тот период, отмечал: «Новые „красные редакторы” любой журнал стремились превратить в газету. Раньше каждый журнал имел свой, сразу узнаваемый облик. В 1931 году читатель, положив перед собой раскрытые „Следопыт”, „Вокруг света” и „Борьбу миров”, с трудом смог бы отличить один журнал от другого. Оформление „усреднили” под единую задачу пропаганды и агитации... С титульного листа исчезла „фантастика”, её убрали из всех девизов журналов. Новые редакторы не знали, что с фантастикой делать, и изгнали её с глаз долой».

Помимо унификации и удешевления полиграфии, началась «чистка» сотрудников: от работы отстраняли «бывших» (то есть числившихся до революции эксплуататорами) и «сомнительных» (то есть беспартийных или не имеющих явных заслуг перед советской властью). Что касается фантастики, то её на страницах периодики всё чаще заменяли научно-фантастические очерки, в которых популяризировались перспективы внедрения тех или иных технологий в народное хозяйство.

В результате журналы, публиковавшие фантастику, закрылись один за другим: «Мир приключений» — в 1930 году, «Всемирный следопыт» — в 1931-м, «Борьба миров» — летом 1933 года.

Нельзя сказать, что фантастику специально запрещали. Как значимый для литературы жанр она просто ещё не успела сформироваться, поэтому при постановке новых задач издательствам и журналам её просто не заметили, вынеся за рамки упоминания как малополезного «попутчика». При этом фантастика времён НЭПа не была антисоветской (по крайней мере, издававшаяся в СССР), но она всё равно развивалась в условиях политических дискуссий, плюрализма мнений и взглядов на будущее. Когда многоголосие вдруг сменилось жёсткими партийными установками, жанр стал выглядеть «безыдейным» и даже вредным, поскольку недостаточно умело изображал перспективы социалистического строительства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами

Почему динофлагелляты они не стали преобладать над диатомовыми водорослями

N+1
Операция «Утка» Операция «Утка»

В 30-х годах Сталин решил, что выслать Троцкого за пределы СССР недостаточно...

Дилетант
Банки из доставки Банки из доставки

Маркетплейсы бросают вызов традиционным кредитным организациям

Деньги
Как нейросети помогают (или мешают) искать работу: мнение экспертов Как нейросети помогают (или мешают) искать работу: мнение экспертов

Какие риски могут возникнуть при собеседовании с ИИ?

ТехИнсайдер
Переславская флотилия Переславская флотилия

Переславль-Залесский: город на Золотом кольце, где хочется остановиться

Отдых в России
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами

Что мешает встретиться на рынке ИЖС застройщикам и покупателям

ФедералПресс
Балтийский берег Балтийский берег

Где лучше всего отдыхать на Балтийском море

Лиза
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Удивительно, но одинокие пожилые люди живут дольше Удивительно, но одинокие пожилые люди живут дольше

Почему не так уж и плохо быть старым и одиноким?

ТехИнсайдер
Между свободой и хаосом: как собственнику правильно передать полномочия Между свободой и хаосом: как собственнику правильно передать полномочия

Как избежать ошибок при передачи полномочий на бизнес

Forbes
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
«Счастье есть — оно в детях» «Счастье есть — оно в детях»

Селивановы: когда Международный «детский» день можно отмечать круглый год!

OK!
Петр Ефремов — Forbes: «Российское виноделие в возрасте начала плодоношения» Петр Ефремов — Forbes: «Российское виноделие в возрасте начала плодоношения»

Об условиях, в которых развивается российское виноделие

Forbes
Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса

В какой момент человечество перестало бояться ядерной бомбы?

Монокль
Катай на здоровье Катай на здоровье

Как укрепить мышцы кора и натренировать стабилизацию

ЖАРА Magazine
Социофобия: как страх перед обществом влияет на личную жизнь Социофобия: как страх перед обществом влияет на личную жизнь

Как формируется страх перед обществом и можно ли справиться с этим недугом

VOICE
Секвенирование ДНК из воздуха сообщило о составе биомов и человеческих популяций Секвенирование ДНК из воздуха сообщило о составе биомов и человеческих популяций

Секвенирование ДНК как способ быстрого и неинвазивного анализа биомов

N+1
Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла» Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла»

Я актриса, которая может свою роль срежиссировать сама

Коллекция. Караван историй
Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья

Страдающие ежи и Средневековье: что ели люди в эпоху рыцарей?

ТехИнсайдер
Очаровательный монстр: как Франсуаза Саган изменила французскую литературу Очаровательный монстр: как Франсуаза Саган изменила французскую литературу

История Франсуазы Саган, женщины, которая не хотела взрослеть

Forbes
Внутри Эми Шумер Внутри Эми Шумер

Кто она тогда, если не Эми Шумер, которая никогда не сдается?

Караван историй
Сергей Кравцов: Мы сформировали единое образовательное пространство Сергей Кравцов: Мы сформировали единое образовательное пространство

Как Министерство просвещения собирается решать дефицит учителей?

Ведомости
Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс» Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс»

Основатель «Ниндзя Гудс» — про ошибки, которые могли погубить его стартап

Inc.
Эстетика минимализма Эстетика минимализма

Интерьер в минималистской эстетике, монохромный, но стилистически выразительный

Идеи Вашего Дома
Машина времени Машина времени

Петербургские места, где можно попасть в начало XX века, не покидая XXI

СНОБ
Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне

Ученые изучили корабль «Сан-Хосе» и его хрупкие останки

ТехИнсайдер
Открыть в приложении