Как в Даурии радужный камень нашли
Флюорит — минерал завораживающий. Глядя на то, как переливаются в его кристаллах розовые, жёлтые, фиолетовые, красные, синие краски, невольно сравниваешь природу с волшебником, заставившим окаменеть радугу. Однако чудо это появилось в природной «лаборатории» в результате соединения кальция и фтора.
Флюорит, или плавиковый шпат, с давних времён применяется металлургами в качестве добавки, которая понижает температуру плавления руды, придаёт большую текучесть шихте и позволяет получить не только высококачественный металл, но и сэкономить на топливе. Кроме того, флюорит (химическая формула минерала CaF2) используется в производстве цемента, защитных покрытий, оптических приборов, фторированных полимеров. Особое значение плавиковый шпат приобрёл в XX веке, с развитием отраслей промышленности, в которых требуется фторсодержащее сырьё.
В нашей стране крупные месторождения этого минерала обнаружены в Забайкалье.
Причём залежи флюорита там были найдены ещё в XVIII столетии. Эта часть Сибири называлась тогда Даурией, на её территории действовали знаменитые Нерчинские рудники и заводы, поставлявшие в столицу серебро, золото и драгоценные камни. Нерчинско-заводские горные специалисты по долгу службы занимались всесторонним исследованием края, уделяя особое внимание поискам полезных ископаемых. Первооткрывателем даурского радужного камня стал рудознатец князь Григорий Кугушев. К сожалению, отчество его пока не удалось установить. В формулярных списках служащих Нерчинских заводов 60—70 годов XVIII века указывались только имена и фамилии. Зато из них точно известно, что Григорий Кугушев происходил из дворян Шацкого уезда. На службе он числился с 14 лет (с 1750 года), что было нормой для дворянских детей. Начинал карьеру пробирным учеником в Монетной канцелярии. В 1763 году стал пробирным мастером. За Байкалом оказался, возможно, вследствие просьбы выдающегося горного начальника Василия Ивановича Суворова, который управлял Нерчинскими заводами с 1763 по 1775 год. В Забайкалье Григорий Кугушев изучал рудники, разработал технологию получения буры, пользовался авторитетом и известностью.Суворов поручил князю руководить Нерчинско-Заводской горной лабораторией. Это было старейшее научное учреждение Даурии, основанное ещё в 20-х годах XVIII века. При нём находилась библиотека, а также небольшое собрание местных руд и минералов, послужившее позднее основой для создания одного из первых минералогических музеев России — Нерчинско-Заводского минерального кабинета.
Кугушев, работая в лаборатории, изучал полезные ископаемые, ставил эксперименты по усовершенствованию плавильных процессов, а заодно собирал во время разъездов по рудникам и заводам материалы для исследований. Так, в 1770 году, совершая поездку вдоль реки Аргуни, он вблизи деревни Ключевской обнаружил месторождение белого полевого шпата и доставил его образцы в Нерчинский Завод. Здесь флюорит подвергли обжигу, измельчили, просеяли на сите, а потом загрузили в сереброразделительную печь. В ней предстояло отделить серебро от свинца. Обычно для этой операции требовалось много древесной берёзовой золы, получение которой было сопряжено с большими затратами и уничтожением лесов. Теперь же золу заменял минерал с берегов Аргуни.