Дарвиновский музей: по пути эволюции

Музей, посвящённый теории эволюции, появился в Москве в 1907 году. Приказ о его создании 7 октября того года подписал директор Московских высших женских курсов С. А. Чаплыгин. Инициатива исходила от молодого преподавателя курса дарвинизма Александра Фёдоровича Котса, который и стал первым директором музея. Да и первоначальную экспозицию составили те предметы из личной коллекции Котса, которые он использовал для иллюстрации лекций; так что с первого дня главной задачей нового музея стала просветительская деятельность.
Дарвиновский музей переживал разные времена — не раз само его существование оказывалось под вопросом. В наши дни это не просто естественно-научный музей с богатой коллекцией экспонатов, но и культурно-образовательный центр, где интересно и взрослым, и детям.
О сегодняшнем дне Дарвиновского музея корреспонденту журнала «Наука и жизнь» Татьяне Зиминой рассказала директор музея Анна Иосифовна Клюкина, доктор педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, председатель Ассоциации естественно-научных музеев России.

Сейчас трудно представить, но у музея очень долго не было своего дома, хотя ещё в 1926 году вышло первое Постановление Совнаркома РСФСР о строительстве отдельного здания для музея. Затем были новые постановления и распоряжения, но дело с места не двигалось. И лишь в конце 1994 года музей обрёл собственное здание, обширная коллекция получила достойное хранение, а коллектив смог расширить выставочную, научную, просветительскую деятельность. Спустя десять лет музей прирос ещё одним корпусом — выставочным. Но и этих всех площадей естественно-научному музею номер один в стране сегодня уже не хватает, тем более что в 2021 году была принята Концепция его развития до 2030 года, для реализации которой нынешних пространств недостаточно.
О чём речь? Самые главные функции любого музея — собирать коллекции, сохранять их и, конечно, описывать. Но не менее важная задача — презентовать, показать то, что собрано. И в этом заключается образовательная и просветительская функции музея: не просто выставить экспонаты на обозрение, а сделать так, чтобы человек узнал что-то новое. Поэтому музей нуждается в пространстве для проведения различных занятий сошкольниками и дошкольниками, а также семинаров и диспутов, праздников, фестивалей. Мы стали добиваться строительства ещё одного объекта, и нам удалось попасть в Адресную инвестиционную программу города. На мой взгляд, для музея было бы лучше, если бы это было не ещё одно здание, а атриум, который мог бы перекрыть пространство между нашими двумя корпусами. Это дало бы не только дополнительные почти 3000 квадратных метров, но помогло бы лучше организовать передвижение посетителей, сделать его более удобным и превратить музей, в числе прочего, в центр проведения познавательного досуга, способный конкурировать с другими площадками Москвы.
Надо ведь не только сделать красивую экспозицию, но и дать гостям музея новые знания, привить любовь к природе. Как мы этого добиваемся? Не все посетители берут экскурсовода, да и музей при большом потоке гостей не всегда может его предоставить. Поэтому мы разработали систему коммуникации, которая помогает экскурсанту выбрать правильный маршрут и чувствовать себя в музее комфортно без сопровождающего гида. Это информационные электронные киоски и мониторы в экспозиционных залах с вводными фильмами, тачскрины с информацией о каждом экспонате зала, QR-метки на витринах, с помощью которых можно слушать записанный рассказ экскурсовода — достаточно скачать на смартфон специальную программу. Что важно — во всех залах музея есть обучающие гиды, адаптированные для каждого возраста. Это небольшие книжечки с вопросами в виде игровой викторины, ответы на которые спрятаны в экспозиционной витрине. То есть ребёнок не просто видит, например, красивую птичку, а благодаря обучающему путеводителю запоминает, где она живёт, чем питается, как вьёт гнездо… Из созерцателя он превращается в своего рода исследователя. Подобных обучающих гидов у нас разработано несколько, для каждой возрастной группы.