Боспорские города
«Мы теснимся вокруг нашего моря, словно муравьи или лягушки вокруг болота» — сказал как-то древнегреческий философ Сократ (если верить его ученику Платону, который приводит слова Сократа в одном из своих «Диалогов»). Это меткое замечание справедливо и для греко-варварского Боспорского царства*, города которого рассыпались по берегам Керченского пролива, Чёрного и Азовского морей. Что от них осталось и как они выглядели?
* См. «Наука и жизнь», статьи о Боспоре в №№ 8, 10 — 12 за 2025 год.
В центре крымского города Керчь возвышается «гора» Митридат. На самом деле это холм — он всего 92 м в высоту, но керчане издавна называют родные холмы горами, так что эти названия перекочевали и на карты. Свою самую главную гору они назвали в честь знаменитого понтийского царя, и неспроста: в древности на ней находился акрополь Пантикапея — столицы Боспорского царства, где Митридат закончил свои дни.
Пантикапей возник в конце VII века до н. э. Колонисты, видимо, знали об опасности, исходившей от кочевников-скифов, и для города выбрали самую защищённую восточную часть холма. Строители сразу же окружили её стеной толщиной около 2,4 м и высотой около 8 м. Под защитой возведённой стены находились первые жилые дома и теменос — священный участок, где колонисты поклонялись своим богам-покровителям. Как оказалось, колонисты беспокоились не зря: около середины VI века до н. э. древнейшие постройки погибли в сильном пожаре — о нём говорит горелый слой толщиной до двух метров.
Но Пантикапей довольно быстро восстановился. К концу VI века до н. э. он заметно разросся. На верхнем плато возводят храм Аполлона: он был покровителем Милета, города-метрополии Пантикапея, и поэтому считался защитником колонии тоже. О храме археологи знают благодаря находкам архитектурных фрагментов: оснований колонн и архитрава. По ним удалось восстановить ордер* храма — ионический — и реконструировать его фасад и размеры.
* Ордер — определённое сочетание несущих и несомых частей конструкции храма.
Считается, что ширина сооружения достигала примерно 14 м, а по периметру его окружала колоннада (храмы такого типа называют периптерами).
С севера к теменосу с храмом Аполлона примыкал «аристократический» квартал с богатыми многокомнатными домами. А на западном плато тогда же был построен крупный архитектурный ансамбль, который состоял минимум из четырёх больших зданий. Вероятно, это был ещё один культовый и административный центр города. Его главной точкой стал толос — круглая в плане постройка, в которой могли заседать магистраты (выборные городские чиновники). В этом ансамбле обнаружили множество примечательных находок. Например, фрагменты панафинейских амфор — их вручали победителям спортивных игр, проходивших в Афинах. Другая редкая находка — 80 обломков массивной керамической ванны. Она интересна своими рельефными изображениями: несколько поясов орнаментов и сюжетный фриз, на котором показано состязание колесниц. Предполагается, что ванну использовали для омовений жрецы или магистраты перед тем, как выполнять свои обязанности.
К северу от этого архитектурного ансамбля археологи открыли участок ранней рядовой застройки: два десятка небольших домов, которые группировались вокруг двух параллельных улиц. В каждом из таких домов было не больше двух помещений. Застройка не подчинялась какому-либо чёткому плану, а приспосабливалась к особенностям рельефа. Среди домиков «рядовых» пантикапейцев располагались и мастерские ремесленников. В частности, мастерская оружейника.
Между 490 и 486 годами до н. э. архитектурный ансамбль на западном плато погиб в пожаре, в котором тоже винят скифов. После пожара толос уже не восстанавливается, а другие части ансамбля встраивают в новую оборонительную систему.
