Почему события, происходившие в Боспоре, имели для Афин большое значение?

Наука и жизньИстория

Боспор: царство греков и варваров

Кандидат исторических наук Егор Антонов (Институт всеобщей истории РАН).

Колоннада внутреннего двора крупного здания в Пантикапее. III—I века до н. э. Долгое время считалось «пританеем» — зданием городского совета. Фото: Kurgus / Wikimedia Commons

Афинского оратора Демосфена попрекали тем, что его дед Гилон предал «врагам» город Нимфей на берегу Боспора Киммерийского (современный Керченский пролив). Этим врагом было греческое Боспорское царство, и захват Нимфея стал одной из важных вех в его становлении. Но откуда у греков, которых мы представляем себе «родоначальниками демократии», царство? И почему события, происходившие в нём, так далеко от Афин, имели для этого города значение?

Первые греческие колонии появились на берегах Керченского пролива на рубеже VII—VI веков до н. э. (см. статью «Греки на краю мира», «Наука и жизнь» № 8, 2025 г.). В шестом веке их стало довольно много: Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Нимфей — на Керченском полуострове; Кепы, Гермонасса и Фанагория — на Таманском полуострове, который в то время был ещё архипелагом островов. Каждый из городов изначально представлял собой самостоятельный полис — небольшое государство со своей гражданской общиной, народным собранием и выборными правителями. Но около 480 года до н. э. некие Археанактиды объединяют несколько городов в царство, а в 438 году до н. э. их сменяет династия Спартокидов.

Больше об Археанактидах древние авторы ничего не сообщают, и что именно произошло в 480 году до н. э., из сохранившихся источников неясно. Но археологические находки говорят, что примерно к этому времени относятся следы разрушения во многих городах Боспора Киммерийского, в том числе крупнейшем из них — Пантикапее. К этим следам в Пантикапее принадлежат бронзовые наконечники стрел так называемого скифского типа, детали конской упряжи и некоторые другие предметы в скифском зверином стиле*.

* Особый стиль в декоративном искусстве, характерный для скифской культуры. Стилизованными, «геометричными» изображениями животных или их частей украшали конское снаряжение, оружие и элементы одежды.

Некоторые бронзовые предметы в скифском зверином стиле из раскопок Пантикапея. Конец VI — первая четверть V века до н. э. 1 — бляха (вероятно, уздечная) в виде кошачьего хищника, Одесский археологический музей. 2 — бляха в виде свёрнутого в кольцо волка. Раскопки 2010 года. 1 — Фото Анатолия Конторовича. 2 — Фото и рисунок Владимира Толстикова. Источник: Канторович А. Р. и др. Изделия из Пантикапея, оформленные в скифском зверином стиле (к вопросу о греко-скифских взаимодействиях) // КСИА. — 2019 — Вып. 255.

Так что будущую столицу Боспора разрушили, видимо, скифы. Но связаны ли с ними разрушения в других городах? Именно нападение «варваров» — а варварами, повторим, греки называли все другие народы — подтолкнуло греков к объединению или часть этих разрушений — следы этого «объединения», которое могло быть и насильственным?

Один из вариантов ответа предлагает недавняя находка из Фанагории — обломок клинописной надписи**, в которой фигурирует имя персидского царя Дария.

** Способ письма, применявшийся в Передней Азии. Изначально знаки состояли из клиновидных чёрточек, которые выдавливали на глиняных табличках.

Клинописная надпись из Фанагории, в которой упоминается Дарий. Фото Егора Антонова

Сейчас это единственная древнеперсидская надпись, которую нашли за пределами Персидской империи. К сожалению, её содержание непонятно, потому что она сильно повреждена. Имя царя стоит в родительном падеже, так что в надписи могла идти речь о Ксерксе, сыне Дария, а не о нём самом. Обстоятельства находки, кажется, подтверждают эту версию — её нашли в слое, который может датироваться временем около 480 года, когда Персией правил Ксеркс. А значит, она могла быть связана с появлением Боспорского царства.

Некоторые исследователи предполагают, что царство образовалось в результате прямого вмешательства персов — они могли послать на Киммерийский Боспор военную экспедицию. Первые боспорские династы Археанактиды в этом случае становятся персидскими ставленниками, а появление царства — частью подготовки Ксеркса к завоеванию Греции.

При такой трактовке боспорские события 438 года до н. э., когда династию Археанактидов сменяют Спартокиды, тоже вписываются в историю греко-персидского противостояния. Плутарх рассказывает, что примерно в это же время афинский полководец Перикл возглавил экспедицию «в Понт», «сделал для эллинских городов всё, что им было нужно», а «окрестным варварским народам, их царям и князьям он показал великую мощь, неустрашимость, смелость афинян, которые плывут, куда хотят, и всё море держат в своей власти». Одним из результатов этого похода стало свержение тиранов в Синопе, на южном берегу Чёрного моря, так что и падение проперсидской династии Археанактидов тоже вполне мог устроить Перикл.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении