Этапы окончательной сборки агрегатов самолета и их регулировка

Наука и техникаHi-Tech

От алюминиевых коробок – к самолету. Окончательная сборка

Иван Варгатый, https://dzen.ru/vivan755

Пустой агрегат фюзеляжа Ту-154 постепенно заполняется плодами труда механосборочного, заготовительного и электромонтажного цехов: 1 – роликовая опора, 2 – распредкоробка, 3 – шпангоут 67, 4 – гермошпангоут 67а, 5 – электрожгуты, 6 – тросы управления двигателями

Дорогие читатели, перед вами третья статья цикла о производстве самолетов по технологиям прошлого века, по которым тем не менее работает множество предприятий и в России, и за рубежом. Более того, если крыло, фюзеляж и оперение научились делать из композитов, а окончательную сборку планера во многом механизировали, то, например, технология производства шасси поменялась мало. Колеса резиновые, тормоза дисковые, менять что-то излишне...

Если первая статья рассказывает о производстве агрегатов планера, а вторая – об изготовлении узлов систем, то третья – об окончательной сборке. И начинается сборка с превращения пустых дюралюминиевых коробок – агрегатов планера – в агрегаты именно самолета, сложной, насыщенной системами машины. Ведь в стапелях необходимо выполнять далеко не все операции: стапели нужны лишь для придания «скелету» нужной формы, а остальное навешивается на «скелет» по месту.

Например, нет никакой нужды держать крыло в стапеле для навески тяг управления – тяги имеют несколько степеней свободы и регулируются по длине, они «сами найдут себе место». Точно так же встанут на место трубопроводы гидросистем: они хоть и изготавливаются на своих мини-стапелях, но никогда не будут абсолютно соответствовать чертежу. Например, при выпуске одной трубки в цехе было холоднее обычного, это внесло в метровую трубку поправку в миллиметр, другую варил новый сварщик, а он держит горелку иначе, металл уже ведет себя чуть по-другому, а третья вышла точь-в-точь по чертежу, но слесарь-сборщик наклепал кронштейн под нее чуть с перекосом, она тоже не сразу на место встанет.

Рама передней части мотогондолы самолета Ан-140 собирается вне стапеля, при ошибках в сборке элементы капота могут не совпасть

В итоге получается, что самолет никогда не собирается так же легко, как детский конструктор. Но и ничего критичного в этом нет: в проект всегда заложены допуски, возможности регулировки, сделано все, чтобы сотни тысяч деталей все же заработали как единое целое. Нужно лишь уметь эти возможности использовать. Поэтому работа слесарей-сборщиков цеха основной сборки хоть и не требует буквально художественных способностей, которые нужны клепальщикам, но тоже непроста – одно неверное движение может дорого обойтись.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении