Математические фронты Великой Отечественной войны

Одним из просчетов, обусловивших провал фашистского похода на Советский Союз, была недооценка советской науки.
С. И. Вавилов
Предисловие
Важнейшее событие в истории нашей страны – зарождение на ее территории первого в мире социалистического государства (1917 год) – пришлось на время ускоряющегося всестороннего прогресса. Бурное развитие науки и технологий разительно меняло все аспекты человеческой жизни, в том числе характер и масштабы возможных вооруженных конфликтов.
Таким образом, главнейшим условием выживания находившегося во враждебном окружении СССР было форсированное развитие образования и науки, создание современной оборонной индустрии и боеспособной армии.
Наряду с этим одной из важнейших гуманитарных задач молодой советской власти было формирование нового – высокообразованного, обладающего неотъемлемой потребностью в постоянном саморазвитии, человека.
С 1926 по 1939 год благодаря государственной политике, направленной на ликвидацию безграмотности, доля умеющего читать и писать населения нашей страны выросла с 30% до 87%.
Молодому советскому государству требовалось возрастающее количество высококвалифицированных специалистов. В 1940/1941 учебном году в нашей стране было 811 тыс. студентов, что в 3,75 раза превысило аналогичный показатель двадцатилетней давности. В 1929 году в СССР трудилось 28 тыс. ученых, а к 1941 году их было более 98 тысяч.
Несмотря на тяжелейшие потрясения околореволюционных лет, к середине 1930-х годов во многих крупных городах нашей страны сформировалась плодотворная научная, в том числе математическая, жизнь. В Москве ее центрами стали Математический институт АН СССР им. В.А. Стеклова и Московское математическое общество.
Одним из весомых достижений советских математиков предвоенного периода стали работы А.Н. Колмогорова (1903–1987) по теориям вероятности, случайных процессов и турбулентности.

В предвоенные годы видный специалист в области теории вероятностей Б.В. Гнеденко (1912– 1995) наряду с проблемами теории стрельбы и оптимизацией боевой работы истребителей-перехватчиков занимался изучением крайних членов вариационных рядов. Это представляло большой интерес с точки зрения отдельных проблем теории прочности и демографии, в частности, для изучения статистических аспектов феномена долголетия.

Не секрет, что изучение являющихся неотъемлемой составляющей грамотности и общей культуры основ математики оказывает неоценимое влияние на формирование необходимых современному культурному человеку, особенно работнику умственного труда, навыков абстрактного, логического мышления.
Неотступной и повсеместной проблемой математического образования является то, что ввиду несовершенства методик преподавания и недостаточной квалификации педагогов данный предмет нередко усваивается учащимися в качестве некоего свода правил непонятного происхождения и назначения.
Печальным следствием подобной практики является формирование у представителей подрастающих поколений отвращения к математике и неумения применять ее методы для решения бытовых и профессиональных задач.
Для преодоления данных негативных тенденций членом-корреспондентом АН СССР одним из ведущих советских математиков-геометров Б.Н. Делоне (1890– 1980) было предложено проведение школьных математических олимпиад, от участников которых требовалось умение решать совершенно нестандартные, требующие не только отличных формальных знаний, но и навыков глубокого творческого осмысления, задачи. Например, подсчитать количество нулей в окончании факториала какого-либо большого натурального числа.

Первая в нашей стране ленинградская математическая олимпиада состоялась в марте 1934 года.
Победителем данного турнира стал двадцатичетырехлетний ленинградец С.П. Ламинишников (1910–1941). В силу закрепленных в действовавшем законодательстве сословных ограничений, будучи сыном ярославского купца, после окончания средней школы он не имел возможности стать студентом. После принятия 5 декабря 1936 года гарантировавшей всеобщность прав и свобод новой советской конституции он был принят на математический факультет Ленинградского университета. Сферой его научных интересов и темой единственной публикации стала геометрия.
Вставай, страна огромная!
Фашистская агрессия глубоко протрясла большинство советских людей. Исполняясь гневом на зарвавшегося врага, сознавая масштабы возникшей угрозы, представители всех социальных групп вставали на защиту Отечества.
С первых дней войны многие отечественные математики призывались в армию, записывались в народное ополчение, шли на фронт добровольцами.
Впрочем, даже в опаснейшие периоды наступлений Вермахта советское руководство стремилось сохранить величайших ученых для будущей мирной жизни и отказывало им в просьбах об отправке на передовую. В числе прочих подобные отказы получили математики А.Н. Колмогоров и Б.П. Гнеденко.
Через горнило войны прошли такие ученые, как специалист в области теории чисел Ю.В. Линник (1914–1972), занимавшийся качественной теорией дифференциальных уравнений, Н.П. Еругин (1907–1990), популяризатор математики В.Г. Болтянский (1925–2019), внесший весомый вклад в теорию дифференциальных уравнений с частными производными, Р.А. Александрян (1923–1988), специалист в области нелинейной механики Ю.А. Митропольский (1917–2008) и специалист в области математических методов аэродинамики Н.П. Бусленко (1922–1977).

Знаменитый математик – специалист в теории функций действительного переменного академик С.М. Никольский (1905–2012) – действовал в составе пожарной команды в Москве, принимал участие в сооружении противотанковых укреплений в районе Малоярославца. За это был награжден медалью «За оборону Москвы».

Победитель первой математической олимпиады С.П. Ламинишников вступил в ленинградское народное ополчение и вскоре погиб в боях за родной город.