«Альфа» подводного флота СССР
Более четверти века назад покинула строй боевых кораблей последняя атомная подводная лодка (АПЛ) серии 705 проекта, получившего в НАТО обозначение «Альфа». И действительно, благодаря своим высоким тактико-техническим показателям и уникальности конструкции, любая из лодок этой серии могла бы стать «Альфой» советского, а затем российского ВМФ. Проект 705 был, вероятно, самым смелым и неоднозначным за всю историю советского подводного кораблестроения. И, как нередко бывает в подобных случаях, был принят посвященным в тему обществом неоднозначно. По сей день среди кораблестроителей и военных моряков не утихают дебаты вокруг 705-го проекта. Оценки – от резко отрицательной («дорогостоящая авантюра») до восторженной («прорыв в будущее! корабль XXI века» и т.п.) Однако до XXI века «Альфа» не дожила.
Но при всем этом никто из спорщиков не отрицает: был создан необыкновенный подводный корабль. Необыкновенный во многом: начиная с рационального изящества его обводов, выбора материала для его корпуса, неординарности главной энергетической установки и кончая тем, что на этом корабле не было... матросов. Нет, конечно, корабль не стал беспилотником, люди на нем служили, но благодаря беспрецедентному уровню автоматизации экипаж корабля был радикально сокращен, причем службу несли только прошедшие специальную подготовку морские инженеры.
Рождение идеи
Когда первенец советского атомного флота, АПЛ К-3, уже вышла в море, а в Северодвинске разворачивалось строительство серии подобных кораблей по проекту 627А, один из ведущих специалистов СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») Анатолий Петров вышел с инициативным предложением. Свой проект он назвал так: «малая скоростная подводная лодка-истребитель». Идея создания именно «истребителя» в те годы была весьма актуальна: в США со стапелей одна за другой сходили стратегические АПЛ – носители баллистических ракет с ядерными зарядами. Их вполне можно было бы образно сравнить с подводными стратегическими бомбардировщиками, для борьбы с которыми и потребовался подводный истребитель. 23 июня 1960 года было принято постановление ЦК и Совмина СССР о проектировании и строительстве такого корабля. Проекту был присвоен номер 705. Главным конструктором корабля стал Михаил Русанов, а научными руководителями проекта сразу три академика: Анатолий Александров (будущий президент советской Академии наук), Вадим Трапезников и Андроник Иосифьян. В разработке так или иначе участвовали сотни научных, проектных и производственных предприятий всего Союза.
Нельзя, хотя бы кратко, не сказать о личности главного конструктора. Это был талантливый человек с очень нелегкой судьбой: 7 лет пребывания в ГУЛАГе, после освобождения запрет на проживание в крупных городах. Опытный инженер-кораблестроитель работал на периферии в артели по изготовлению пуговиц, лишь в 1956 году он смог вернуться в Ленинград и вновь работать по профессии.
Каким должен стать новый корабль
Прежде всего именно этим вопросом занялась группа главного конструктора, руководителем и душой которой был Русанов – непререкаемый авторитет по всем так или иначе связанным с проектируемым кораблем вопросам. Его имя стало в некотором смысле нарицательным: вероятно, исходя из соображений конспирации, всем многочисленным контрагентам, задействованным в разработках и поставках изделий для будущей АПЛ, не разрешалось использовать в открытой переписке и телефонных переговорах эти три записываемые без разрыва цифры «705», которые при необходимости подменялись двумя словами: «заказ Русанова».
Само предназначение создаваемой ПЛ диктовало основные требования к ней: высокая скорость и маневренность, мощная гидроакустика и вооружение. Оставалось лишь решить, как это реализовать, совместив все в одном корабле. Очевидно, что будущий корабль, как истребитель, должен иметь минимально возможные габариты и массу, совершенную гидродинамику и мощную энергетику. Сразу же стало ясно, что совместить в конструкции одного корабля названные тактико-технические характеристики нереально без принятия неординарных новаторских решений.
