Из каких этапов состоит техобслуживание летательных аппаратов

Наука и техникаHi-Tech

«Без технóты нет работы у пилотов». Обслуживание авиатехники

Многие работы куда удобнее и качественнее производятся в ангаре, но, к сожалению, далеко не везде ангары есть

Варгатый Иван, https://dzen.ru/vivan755

Здравствуйте, товарищи! В номерах 1–4 и 6 за сей 2024 год были опубликованы статьи о производстве авиатехники, а сейчас перед вами заключительная статья – о техобслуживании. Книги, фильмы и песни, как правило, посвящаются летчикам, по этой теме сказано более чем достаточно, но если взглянуть на человеко-часы, то видно, что даже на современных машинах добрую половину работы делает именно технический состав. Со старыми же типами техники – вроде выпускавшегося до 1990-х годов бомбардировщика Ту-95МС – все еще сложнее. Там на один час работы экипажа из 7 человек, то есть на 7 человеко-часов, приходятся многие и многие десятки часов работы инженеров, техников и механиков.

Техсостав издавна делится на специалистов по самолетам и двигателям (они же СДшники, «эсдеки», «слоны» или «маслопузы» – тысячи вариаций) и специалистов по авиационному и радиоэлектронному оборудованию – АиРЭО, еще есть аббревиатура РЭСОС, ее в разных документах расшифровывают по-разному: радиоэлектронное и связное/специальное/световое оборудование самолетов. Самих техников тоже как ни называют: и просто «рэсосники», и «макаки», и «кишкомоты»... В инженерно-авиационной службе (ИАС) военной авиации АиРЭО разделено на АО и РЭО – «АОшников» и «радистов», а в эскадрильях боевых машин еще служат «вооруженцы», работа которых в статье по понятным причинам рассматриваться не будет.

Именно по этим направлениям готовят специалистов учебные заведения, к примеру, кафедры эксплуатации авиатехники выпускают инженеров по специальностям 160901 – «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и 160903 – «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов». А дальше все зависит от того, на какую технику попадет специалист. Если это простой и легкий самолет вроде Ан-2, то там достаточно и двух техников – один по СД и один по АиРЭО. Если же это тяжелый корабль вроде Ил-76 или того же Ту-95МС, то там инженерно-авиационная служба делится на множество ветвей.

«Планеристы», занимающиеся обслуживанием планера, механизации, системы управления – отдельно, «гидрологи», в ведении которых гидросистема, шасси – отдельно, «мотористы» – отдельно. И это лишь группы «эсдеков». Специалисты по АО могут делиться на электриков, прибористов, навигаторов, «радисты» – на связников, локаторщиков и тоже навигаторов, ибо навигационное оборудование есть как среди АО (курсовые системы, вычислительные машины), так и среди РЭО (радиокомпасы и др.) У каждой группы строго своя зона ответственности, очерченная как внутренними документами предприятия, так и руководством по технической эксплуатации машины (РТЭ), по международному стандарту этот документ называется AMM – aircraft maitenance manual.

И многодисковые тормоза, и подшипники шасси тяжелого самолета требуют разборки и контроля каждые несколько сотен часов налета

К примеру, автор статьи помнит случай такой «борьбы за ответственность» на этапе освоения самолета Ан-140-100. Перестало гореть маленькое желтое табло «Двиг 1 – нет давл подкачки». Все, что относится к топливной системе самолета, – в ведении участка топливного и специального оборудования, а за электрооборудование топливной системы двигателя отвечал участок электрического и приборного оборудования. Точку в споре, кому заниматься дефектом, поставил начальник цеха: открыл руководство по топливной системе и сразу же увидел заветное табло на схеме в самом-самом конце – перед муфтой, соединяющей топливные магистрали самолета и двигателя. А раз раздел РТЭ 028-й (топливная система), а не 073-й (топливная система двигателя), то и заниматься дефектом «керосинщикам».

Проверка системы динамического давления, подающей давление к приборам скорости, с помощью компрессорной переносной установки КПУ – тоже техобслуживание, предполетное

Как видим, РТЭ – настольная книга инженера по техобслуживанию воздушных судов. Этот многотомник по объему в разы больше РЛЭ – руководства по летной эксплуатации. До приведения документации в соответствие с нормами международной ассоциации гражданской авиации (ИКАО) руководства на самолеты производства СССР назывались по-разному, к примеру, привычным для военных инженеров названием ТОиИЭ – техописание и инструкция по эксплуатации. После вступления же Советского Союза в ICAO в 1970 году документация приобрела понятный в любой точке земного шара вид.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции От редакции

Журнал «Наука и техника» приветствует своих читателей!

Наука и техника
Чемоданное настроение Чемоданное настроение

Елена Подкаминская — сильно необычный путешественник из самых необычных

OK!
Зарождение гидроавиации Зарождение гидроавиации

Как воплощали идею самолета, способного взлетать с водной поверхности

Знание – сила
Семейная история Семейная история

Почему верфь, известная судами для нужд военных, перешла к выпуску парусных яхт?

Y Magazine
Годовые кольца: 1912 Годовые кольца: 1912

Трагедия «Титаника» и акмеизм: что происходило в мире в 1912 году

Вокруг света
Как прокачать тормоза правильно и когда это нужно: инструкция Как прокачать тормоза правильно и когда это нужно: инструкция

Подробная инструкция замены тормозной жидкости и ее нюансы

РБК
Спектакль на костях: самые известные случаи фальсификации собственной смерти Спектакль на костях: самые известные случаи фальсификации собственной смерти

Истории героев, которые попытались инсценировать собственные смерти

ТехИнсайдер
Дайте два. Как провести лето, чтобы отдохнуть Дайте два. Как провести лето, чтобы отдохнуть

После отдыха летом нужен еще один отдых... Как это исправить?

Новый очаг
9 способов использования эфирных масел на кухне 9 способов использования эфирных масел на кухне

Как поддерживать чистоту на кухне с помощью эфирных масел

VOICE
В поисках культурного кода В поисках культурного кода

Как у регионов страны сформировался ощутимый запрос на собственный стиль?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ароматные звёздочки в саду Ароматные звёздочки в саду

Эти удивительные цветы-звёзды можно вырастить в саду в средней полосе России

Наука и жизнь
Акция «В постели за мир» Акция «В постели за мир»

Лежачий протест Джона Леннона и Йоко Оно против войны во Вьетнаме

Дилетант
«Во всем дойти до самой сути…» «Во всем дойти до самой сути…»

Разговор с Вадимом Дудой о настоящем и будущем библиотек

Знание – сила
Почему слышен хруст при повороте руля и как это исправить Почему слышен хруст при повороте руля и как это исправить

Хруст при повороте руля — тревожный знак. Но где именно кроется неисправность?

РБК
«Дайте свет!»: почему энергосистемы мира не справляются с жарой и энергопереходом «Дайте свет!»: почему энергосистемы мира не справляются с жарой и энергопереходом

Почему энергосистемы не выдерживают жару? Можно ли решить эту проблему?

Forbes
Как выбрать лучший парашют? Как выбрать лучший парашют?

Как определить оптимальную форму парашюта для системы спасения полезного груза?

Наука и техника
Kawasaki показала первый в мире водородный мотоцикл: кажется, ДВС будет жить вечно Kawasaki показала первый в мире водородный мотоцикл: кажется, ДВС будет жить вечно

Создание мотоциклов на водороде оказалось крепким орешком для инженеров

ТехИнсайдер
Ветвистоусые летописцы водоёмов Ветвистоусые летописцы водоёмов

Кандидат биологических наук Антон Жаров — о кладоцерной палеореконструкции

Наука и жизнь
Не распущенность, а выживание: как Жозефин Батлер защищала проституированных женщин Не распущенность, а выживание: как Жозефин Батлер защищала проституированных женщин

Как Жозефин Батлер защищала права женщин, продававших свое тело

Forbes
Смотрины для родинки Смотрины для родинки

Разбираемся, какие родинки опасны, а какие совершенно безобидны

Лиза
Имитирующий мышцы спины экзоскелет снизит нагрузку на позвоночник при поднятии тяжестей Имитирующий мышцы спины экзоскелет снизит нагрузку на позвоночник при поднятии тяжестей

Инженеры разработали экзоскелет, предназначенный для снижения риска травм спины

N+1
Казахстанский хоррор «Дастур»: почему его нужно посмотреть всем, кто увлекается психологией Казахстанский хоррор «Дастур»: почему его нужно посмотреть всем, кто увлекается психологией

Каким получился дебютный фильм Куаныша Бейсекова «Дастур»?

Psychologies
Как американка спасла дочь от тяжелой болезни и заработала миллиарды Как американка спасла дочь от тяжелой болезни и заработала миллиарды

Как болезнь дочери сподвигла Мартину Ротблатт создать биотех-компанию

Forbes
Точь-в-точь Точь-в-точь

Достопримечательности России, удивительно похожие на уголки других государств

2Xplore
Страшный эксперимент из СССР! Как ученый Владимир Демихов создал двухголовую собаку Страшный эксперимент из СССР! Как ученый Владимир Демихов создал двухголовую собаку

Сюрреалистичный эксперимент доктора Демихова

ТехИнсайдер
Ольга Сутулова: «Если ждать популярности и гонораров, они никогда не придут» Ольга Сутулова: «Если ждать популярности и гонораров, они никогда не придут»

Ольга Сутулова — о том, почему не хочет власти на площадке

VOICE
Что не так с психотерапией? Что не так с психотерапией?

Почему практика осознанности может привести к неожиданному результату?

Здоровье
Марк Эйдельштейн: «Предпочитаю не загадывать на будущее» Марк Эйдельштейн: «Предпочитаю не загадывать на будущее»

Актер (и краш) Марк Эйдельштейн привез из Канн творческую свободу

VOICE
Все фильмы про «Терминатора» от худшего к лучшему Все фильмы про «Терминатора» от худшего к лучшему

Рейтинг фильмов про Терминатора: худшие и лучшие

Maxim
Предатели Предатели

В истории каждого народа есть не только свои герои, но и антигерои

Дилетант
Открыть в приложении