Луна вновь вовлечена в космическое состязание, даже без государственного участия

National GeographicНаука

С Земли на Луну

В импровизированном конференц-зале, обустроенном в одном из многочисленных помещений на бывшем складе аккумуляторов в индийском Бангалоре, молодые инженеры спешно рассаживаются по местам. Все они изрядно волнуются, и есть отчего: предстоит выступить перед маститыми учеными (многие им в деды годятся), представляющими цвет космической программы Индии. Индийское космическое агентство первым в Азии отправило к Марсу орбитальную станцию, а в феврале 2017 года побило мировой рекорд, одновременно выведя на орбиту Земли 104 спутника и тем самым почти втрое превысив прежнее достижение, принадлежавшее России (37 спутников).

Текст: Сэм Хаув Верховек
Фотографии: Винсент Фурнье

Перед собравшимися стоит нечто размером с микроволновку и такого же вида, только с колесами. Молодые ученые из компании TeamIndus спокойно излагают суть проекта: ближе к концу этого года они собираются вывести на лунную орбиту почти в 400 тысячах километров от Земли свой космический беспилотник и доставить на лунную поверхность вездеход для ее изучения. Осуществить проект инженеры предлагают за смешные для космической индустрии деньги – 65 миллионов долларов США, причем большая часть средств должна поступить от частных инвесторов.

Команда TeamIndus, Индия
Луноход ECA массой 7,5 килограмма проходит испытания в Бангалоре. Эта, на первый взгляд, хрупкая конструкция – объект надежды и предмет гордости целой нации. Наполненный гелием, шар помогает сымитировать более слабую силу тяжести – гравитация на Луне в шесть раз меньше земной.

Компания уже начала получать финансирование – Ашиш Качолиа, известный бизнесмен из Бомбея, вложивший в проект более миллиона долларов, находится здесь, в зале: сидит чуть поодаль и с интересом прислушивается к завязавшемуся спору. Начавшись с серии коротких вопросов к его «подопечным» и ответов, словно на защите диссертации, обсуждение перетекает в совместный мозговой штурм, новые идеи встречают громкими выкриками и смехом.

TeamIndus

Чтобы убедиться в правильном использовании вложенных денег (а данный проект – далеко не самое масштабное из его начинаний), Ашишу вовсе не требуется присутствовать здесь лично, но он решил остаться – слишком уж велик оказался соблазн послушать живую дискуссию о параметрах окололунной орбиты, моделировании различных сил, апогее и перигее и о том, как «молодежь» составляла ковариационную матрицу ошибок.

«От этого просто дух захватывает! – делится впечатлениями Ашиш. – Только подумайте, молодые специалисты представляют свою работу перед старейшими (на всех – больше тысячи лет) корифеями индийской аэрокосмической индустрии!». Друг Ашиша, тоже известный местный инвестор Эс-Кей Джайн, энергично кивает, полностью разделяя мнение партнера, и добавляет: «Эти юные умы полностью меняют представление об Индии, заявляя во всеуслышание: нет ничего невозможного!».

Через 50 лет после завершения космической гонки за высадку человека на Луне, в которой Советский Союз и Соединенные Штаты потратили огромные средства, естественный спутник Земли вновь становится приманкой для космического состязания – на этот раз за счет частных – и куда более скромных – инвестиций. К примеру, размер учрежденной компанией Google международной премии Lunar XPrize, которую в случае выполнения задания (разработка и доставка, с привлечением исключительно частного капитала, лунохода, способного делать снимки с высоким разрешением) получит одна из пяти команд-финалистов, составляет 20 миллионов долларов.

Страница из книги «Full Moon» («Полная луна»), Майкл Лайт, 1999 год; оригинал: НАСА

Прообразом «лунной премии» стали соревнования, которые устраивали на заре пилотируемой авиации: в свое время они здорово подстегнули развитие отрасли. Самой известной наградой тех времен стала установленная в 1919 году американским бизнесменом Реймондом Ортейгом премия за беспосадочный трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж. В 1927 году обладателем награды стал Чарлз Линдберг, перелетевший океан на одномоторном самолете Spirit of St. Louis («Дух Сент-Луиса»).

Как и в случае с премией Ортейга, в соревновании Lunar XPrize на карту поставлены не только деньги, но и национальная гордость. В пятерку финалистов вошли команды из Израиля, Японии, США, Индии и одна интернациональная – остальные отсеялись в полуфинале, до которого добрались 16 участников.

Марк Тиессен, NGM Staff

Гражданство – далеко не единственное различие между финалистами. К решению трех основных задач в рамках проекта – запуск в космос, прилунение и перемещение по лунной поверхности не менее чем на 500 метров с передачей данных на Землю – команды привлекли разных партнеров, и каждая предложила свой план. Чтобы обеспечить мобильность аппарата, три команды решили воплотить традиционную концепцию лунохода, или ровера, а две вознамерились полностью переосмыслить подход к передвижению на Луне: прыгать по ней на хоппере (hopper – по-английски «прыгун»). К слову, отважились на это именно «частники».

Как и в случае с большинством премий для авиаторов, команда-победитель почти наверняка не уложится в рамки призового фонда. Однако все участники ожидают, что их вложения окупятся сторицей – благодаря всеобщему вниманию и, в случае удачи, росту стоимости их брендов.

В 1962 году тогдашний президент США Джон Кеннеди призвал американцев «полететь на Луну в этом десятилетии и сделать другие вещи, не потому, что это легко, а потому что это трудно, потому что эта цель заставит нас собрать и оценить свои силы и способности, потому что это вызов, который мы готовы принять, это задача, которую мы не хотим откладывать и с которой мы намерены успешно справиться, как со всеми остальными...». О выгодах предприятия тогда не задумывались. И в разгар холодной войны США потратили на Лунную программу более 4 процентов федерального бюджета, не пожалев средств, чтобы обогнать сверхдержаву-соперницу – СССР.

Сегодня та сумма показалась бы смешной. Да и зачем вкладывать деньги в проект космического путешествия, если на нем нельзя заработать? Большинство мечтателей, энтузиастов-любителей и бредящих космосом чудаков с уверенностью ответят на этот вопрос: «Тут дело не в деньгах!». Однако Боб Ричардс, основатель и глава американской компании Moon Express, участвующей в гонке Lunar XPrize, руководствуется иным – и по-деловому дерзким – принципом: «Мы отправимся на Луну только потому, что это выгодно!».

Moon Express

Неизвестно, прав ли Ричардс и сколько времени потребуется, чтобы доказать или опровергнуть его слова. Многие компании в космической отрасли поначалу терпят фиаско, ведь основным источником их дохода по-прежнему служат государственные контракты, а отнюдь не частная клиентура. Но Ричардс уверен: первый триллионер в мире сколотит состояние именно в космосе. Возможно, таким триллионером станет тот, кому удастся организовать промышленную добычу из лунного грунта гелия-3 – редко встречающегося на Земле стабильного изотопа, пригодного в качестве топлива для термоядерных реакторов будущего, над созданием которых ученые многих стран трудятся вот уже несколько десятилетий.

Moon Express, США
На мысе Канаверал полным ходом идет отладка посадочного модуля – MX-1E. Его уменьшенная модель всегда оказывается в центре внимания на рабочем столе (вверху), когда команда собирается за обедом для обсуждения текущих вопросов. В перерывах между испытаниями инженеры устанавливают прототип (внизу), чтобы сфотографировать его. Тем временем Боб Ричардс, глава Moon Express, поднимает философскую тему: «Мы становимся свидетелями начала эры путешествий в дальний космос, и этот этап по значимости вполне может сравниться с выходом рыб на сушу».

Если, достигнув поверхности Луны, финалисты Lunar XPrize выполнят дополнительные задания, их ждут неплохие бонусы.

Добраться до одного из мест прилунения советских или американских аппаратов и послать оттуда сигнал:

$ 1–4 миллиона – переместиться на 5 километров:

$ 2 миллиона – обеспечить работу посадочного модуля и передавать сигнал в течение двух лунных дней:

$ 2 миллиона – обнаружить следы воды: $ 4 миллиона

Еще один потенциальный источник обогащения – астероиды и прочие небольшие небесные тела, где с помощью роботов можно вести добычу золота, серебра, платины, титана и других ценных металлов.

«Невероятные богатства висят прямо у нас над головой, дело за малым – сорвать этот куш!» – восклицает Питер Диамандис, инженер-физик, один из основателей компании Planetary Resources, с которой сотрудничает кинорежиссер Джеймс Кэмерон. (Помимо них компанию поддерживают несколько миллиардеров технологического сектора.) В 2013 году Planetary Resources купила фирму Asterank, на сайте которой выложены проекты по промышленному освоению более 600 тысяч астероидов. Именно Диамандис – основатель и исполнительный директор фонда XPrize, учредившего еще несколько премий – по математике, энергетике, медицине и в области разработки искусственного интеллекта. Цель одна – ускорить прогресс, подстегнуть инновации и получить новые технологии.

По словам одного из директоров фонда XPrize Чанды Гонзалес-Моурер, основной эффект от лунной гонки состоит в том, что она проложит дорогу в «новую эру недорогих полетов на Луну и за ее пределы».

В свое время отваге перелетевшего океан Линдберга рукоплескал весь мир – его смелый поступок привлек всеобщий интерес к гражданской авиации. Точно так же организаторы лунной гонки надеются привлечь общественное внимание к компаниям-пионерам частных космических полетов, – которые, кстати, уже доставляют грузы на Международную космическую станцию и пробуют запускать спутники, модули для научных экспериментов и орбитальные ракеты. Близится день, когда частные космические корабли начнут перевозить и пассажиров: компания Virgin Galactic, основанная миллиардером Ричардом Бренсоном (сам Бренсон называет ее не иначе как «первым коммерческим космическим перевозчиком») объявила о подготовке к запуску в космос туристов – можно будет испытать ощущение невесомости и насладиться видами родной планеты, прежде доступными лишь космонавтам. А основатель SpaceX Илон Маск в феврале этого года пообещал, что в конце 2018-го на его корабле Dragon двое космических туристов облетят вокруг Луны. Еще через два месяца создатель Amazon Джефф Безос объявил, что для финансирования собственной компании Blue Origin, развивающей коммерческую космонавтику и космический туризм, он намерен ежегодно продавать акций Amazon на миллиард долларов.

Конечно, дерзкие планы частников поскорее отправить в космос туриста небесспорны. Взять хотя бы произошедшую в 2014 году катастрофу прототипа пассажирского челнока, принадлежавшего Virgin Galactic, – одно это происшествие отбросило компанию в ее разработках на несколько лет назад.

Гонка Lunar XPrize между тем приближается к финишу, впрочем, преодоление настоящих преград на финальном этапе только начнется. К примеру, участники просто могут не уложиться в заданные сроки или в ходе предстартовых проверок ракет будут выявлены неполадки.

США
Хотя компания Astrobotic Technology из Питтсбурга не участвует в лунной гонке XPrize, она не менее амбициозна и занимается разработкой спускаемого аппарата Griffin для освоения спутника. Компания обещает «сделать Луну доступной для землян» и активно продает услуги по доставке на наш естественный спутник земной почты. Цены – от 460 долларов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Как сберечь свои деньги? Как сберечь свои деньги?

5 ошибок начинающего инвестора

Лиза
Скарлетт Йоханссон Скарлетт Йоханссон

Откровенный разговор со Скарлетт Йоханссон о моногамии и фатальных суперженщинах

Playboy
Audi Q7 – Land Rover Discovery Audi Q7 – Land Rover Discovery

Премиальные кроссоверы меряются силами на дороге и за ее пределами

АвтоМир
«Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса «Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса

Как риск отключения от глобального интернета влияет на российский бизнес?

Forbes
Тихо! Идет запись Тихо! Идет запись

Иван Дорн и Леонид Агутин спорят о звуке

GQ
Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
Свободное плавание Свободное плавание

В июле этого года Дельфина не пустили в Киев, потому что он выступал в Крыму

Esquire
Kia Rio – Skoda Rapid Kia Rio – Skoda Rapid

Спешим сравнить самое свежее

АвтоМир
Пло­щадь Крас­ная видна Пло­щадь Крас­ная видна

Как главный архитектор Москвы борется за облик города

GQ
За баннерной тканью За баннерной тканью

Геннадий Иозефавичус встает на защиту «Моей улицы»

GQ
Шпионаж: Comedy Club Шпионаж: Comedy Club

Верите или нет, но на нашем телевидении есть всего три основных хохмоимперии

SNC
Шарлиз Терон: «Я не буду судиться с тем, кого любила» Шарлиз Терон: «Я не буду судиться с тем, кого любила»

Интервью с Шарлиз Терон

Psychologies
Кто придет на помощь? Кто придет на помощь?

Системы помощи водителю четырех автомобилей премиум-класса

Quattroruote
Игры солдатиков Игры солдатиков

Wargaming.net и «1С» объединили свои усилия для создания игры о спецназе

Популярная механика
Мой муж оказался геем Мой муж оказался геем

Наша героиня ни о чем не подозревала и до последнего не могла поверить

Cosmopolitan
Сеньор Антонио Сеньор Антонио

Мир мог бы и не узнать этого талантливого актера

Cosmopolitan
Вода из воздуха Вода из воздуха

Как израильский стартап может разрядить напряженность на всем Ближнем Востоке

Огонёк
Временно не работаю Временно не работаю

Потеря работы — это зачастую крах надежд, но быть родителями мы все еще можем

Psychologies
Орел или решка? Орел или решка?

Что будет, если все решения принимать, подкидывая монетку

Cosmopolitan
Проблемы с самооценкой: как их преодолеть? Проблемы с самооценкой: как их преодолеть?

Самооценка – это представление человека о важности своей личности

9 месяцев
Выйти из декрета Выйти из декрета

Ребенок уже подрос, а мысль о возвращении в ряды работающих мам все равно пугает

Домашний Очаг
Ах, какое блаженство Ах, какое блаженство

У Блейк Лайвли есть все, что нужно, чтобы называться совершенством

Glamour
Range Rover Velar Range Rover Velar

Известность автора, историческая и художественная ценность, идея

АвтоМир
Семейная ценность Семейная ценность

Семья Форбс борется с утверждением, что негоже считать чужие деньги

Forbes
Футуристы от моды Футуристы от моды

Оптимистичные идеи футуризма. Кто является продолжателем сегодня?

Numéro
Coverstory: Василий Вакуленко Coverstory: Василий Вакуленко

Рэпер Баста, он же — Ноггано, он же — N1NT3ND0, он же — Михалыч для своих

SNC
Клиповое создание Клиповое создание

Рэпер Фараон рассказал Сергею Минаеву о Курте Кобейне и трудностях взросления

Esquire
Miss Maxim 2017 Miss Maxim 2017

Журнал уже который год проводит конкурс Miss Maxim, а девушки все не кончаются

Maxim
Осторожно! Прекрасный пол Осторожно! Прекрасный пол

Когда-то женщина считалась врагом человека, ею пугали мальчиков на ночь глядя

Maxim
Открыть в приложении