Революция в робототехнике свершится со дня на день

National GeographicHi-Tech

Роботы уже здесь

Революция в робототехнике свершится со дня на день. Машины осваивают все больше и больше профессий, в которых – так по крайней мере долгое время считалось – могут быть заняты только люди. Наша жизнь меняется на глазах.

Текст: Дэвид Берреби. Фотографии: Спенсер Лоуэлл

Твердо, но в то же время нежно робо-рука держит своими пневматическими пальцами цветок в Лаборатории робототехники и биологии Берлинского технического университета. Благодаря последним технологическим достижениям, роботы сегодня ближе, чем когда-либо, к воспроизведению многого из того, что может делать человек.

ВОЗМОЖНО, ВЫ, КАК И БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ НА ЗЕМЛЕ, НИКОГДА НЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ С РОБОТАМИ. ЧТО Ж, ЖДАТЬ ОСТАЛОСЬ НЕДОЛГО.

Сам я впервые повстречал робота в январе этого года. В покрытых низкотравьем прериях на границе между Колорадо и Канзасом стоял ясный, ветреный день. Сопровождал меня Ноа Реди-Кэмпбелл из Сан-Франциско. На юг до самого горизонта тянулись шеренги ветротурбин, а прямо перед нами в земле зиял круглый котлован под фундамент – еще для одной вышки с ветряком.

Копал этот котлован – 19 метров в диаметре, наклон стенок – 34 градуса, почти идеально плоское дно на глубине трех метров – экскаватор Caterpillar-336. Каждое движение 37-тонной машины требовало строгого контроля и умения принимать взвешенные решения. Не зря в Северной Америке опытные экскаваторщики зарабатывают до ста тысяч долларов в год.

Однако водительское сиденье этого экскаватора пустовало – экскаваторщик лежал на крыше кабины. У него не было рук; с системой управления его напрямую соединяли три похожих на змей кабеля.

Глаз и ушей тоже не было – вместо них он использовал лазеры, GPS, видеокамеры и похожие на гироскопы сенсоры. Реди-Кэмпбелл, один из основателей компании Built Robotics, влез на экскаватор и поднял крышку, под которой находилась продукция его компании – 90-килограммовое устройство, выполняющее работу, которую раньше мог делать только человек.

«Вот он, искусственный интеллект», – Реди-Кэмбелл показывает на скопление электроплат, проводов и металлических коробок, из которых состоит устройство. Сенсоры сообщают роботу, где он находится, видеокамеры позволяют ему видеть, контроллеры отправляют команды экскаватору, с помощью коммуникационных устройств его работу контролируют люди, а процессор, с искусственным интеллектом (ИИ), принимает решения вместо экскаваторщика. «Эти сигналы поступают к компьютерам, которые обычно подчиняются рычагам и педалям, расположенным в кабине», – объясняет Ноа.

Сегодня миллионы промышленных машин что-то прикручивают, сваривают, красят и выполняют другие повторяющиеся, конвейерные задачи. Зоны, где они работают, часто отгорожены, чтобы обеспечить безопасность людей.

Устройства Реди-Кэмпбелла на них непохожи (хотя на Caterpillar и написано: «ОСТОРОЖНО! Робот начинает движение без предупреждения»). Это новая разновидность роботов. Им далеко до человека, и все же они сообразительные, ловкие и подвижные. А еще – приспособленные для того, чтобы жить и работать рядом с людьми.

Уже сегодня роботы проводят инвентаризацию и моют полы в магазинах сети Walmart. Они размещают товары на складах и забирают их с полок, чтобы упаковщики могли отправить покупателям. Они собирают салат, яблоки и даже малину; помогают детям-аутистам общаться с окружающими, а тем, кто перенес инсульт, – восстанавливать контроль над конечностями. Они патрулируют границы и, как в случае с израильским дроном «Хароп», атакуют объекты, которые представляются им враждебными.

Все это было еще до пандемии COVID-19. А теперь идея заменить людей роботами – идея, которую, согласно опросам общественного мнения, не одобряет большинство людей по всему миру, – внезапно оказалась разумной, если не обязательной к применению с медицинской точки зрения.

Сегодня роботы доставляют продукты питания в Милтон-Кинс (Англия), носят медицинские принадлежности в одной из больниц Далласа, дезинфицируют палаты в больницах Китая и Европы и патрулируют парки в Сингапуре, напоминая прогуливающимся о требовании соблюдать социальную дистанцию.

Пандемия заставила многих понять, что автоматизация неизбежна. «Раньше нашими клиентами двигало стремление повышать эффективность и продуктивность, а теперь добавился новый фактор: обеспечение здоровья и безопасности», – говорит Реди-Кэмпбелл.

Впрочем, и до коронавируса все шло к ускоренной разработке роботов. Механические части становились легче, крепче – и дешевле. Специалисты по электронике создавали все более емкие «упаковки», вмещающие все больше компьютерных мощностей. Новые технические достижения позволяли инженерам начинять тела роботов могучими инструментами обработки данных. Совершенствование цифровой связи позволило держать часть «мозга» робота в компьютере, который может находиться где угодно – или соединять простого робота с сотнями ему подобных, создавая коллективный интеллект, как у пчелиного роя.

Одни разработчики создают роботов, которые имитируют людей как можно точнее. Хармони (справа) – впечатляющая говорящая голова, которая подсоединяется к секс-кукле производства компании Abyss Creations. Другие полагают, что людям спокойнее, если робот выглядит, как Кьюри (слева) из Лаборатории социально-разумных машин. Технологического института Джорджии. Если робот слишком похож на человека, это может вызвать эффект «зловещей долины» – термин, предложенный робототехником Масахиро Мори для описания тревожных чувств, которые вызывает в нас робот, когда он выглядит не как усовершенствованная машина, а как ухудшенная версия человека – или как труп.

В ближайшем будущем «рабочие помещения будут представлять собой экосистему, построенную на взаимодействии людей и роботов, что обеспечит максимальное повышение эффективности», – говорит Ахти Хайнла, один из создателей платформы онлайн-связи Skype, со-основатель и технический директор компании Starship Technologies, чьи шестиколесные беспилотные роботы-доставщики разъезжают по Милтон-Кинс и другим европейским и американским городам.

«Мы привыкли к машинному интеллекту, который можно носить с собой, – Мануэла Велосо, специалист по робототехнике из Университета Карнеги-Меллона, берет в руки смартфон. – Теперь нам придется привыкнуть к искусственному интеллекту, обладающему телом и способному передвигаться самостоятельно».

По коридорам здания, к котором расположен ее кабинет, катаются роботы (точнее, «коботы», от collaborative robot – «робот, способный к сотрудничеству»), созданные группой под руководством Велосо. Они развозят документы и показывают дорогу посетителям. С виду это айпады, установленные на выставочные стенды с колесиками – но передвигаются они самостоятельно и даже пользуются лифтами (для этого кобот просит людейпопутчиков нажать на кнопку нужного этажа).

«Машины неизбежно станут частью нашей повседневной жизни. Это не научная фантас-тика и не наша жизнь через 20 лет, – говорит Велосо. – Это сегодняшний день».

ВИДАЛУ ПЕРЕВЕСУ НРАВИТСЯ ЕГО НОВЫЙ НАПАРНИК. Семь лет Видал проработал в компании Taylor Farms в Салинасе (штат Калифорния), собирая урожай салата: срезал кочаны (за каждым надо было специально наклоняться) салата романо или айсберга, обрывал поврежденные листья и отправлял кочан в корзину.

С 2016 года салат собирает робот – похожая на трактор машина длиной 8,5 метра. Робот размеренно движется вдоль грядок, окруженный клубами пара от струи воды, находящейся под высоким давлением, – ею он и срезает кочан, когда получает от сенсора сигнал о том, что таковой обнаружен. Срезанные кочаны падают на наклонный конвейер, который доставляет их на платформу, где трудятся люди – сортируют салат и складывают его в корзины.

С Пересом я встречался в июне прошлого года, мы поговорили в перерыв. Работал он на поле площадью 9 гектаров: там выращивали салат романо, которому предстояло отправиться в принадлежащие Taylor Farms закусочные и продуктовые магазины. В нескольких сотнях метров от нас сборщики салата работали по старинке, без помощи робота.

«Мне лучше, чем им, – улыбнулся Перес. – Когда срезаешь салат сам, устаешь сильнее». Разъезжая на роботе, Видал следит за подачей корзин на конвейер. «Некоторым просто не нравятся перемены, – продолжает он. – А другим скучно стоять весь день на машине».

Taylor Farms – одна из первых в Калифорнии крупных сельскохозяйственных компаний, которые взялись инвестировать средства в роботизацию. «В сельском хозяйстве идет смена поколений», – сказал мне президент калифорнийского отделения Taylor Farms Марк Борман. Пожилые рабочие уходят на покой, а люди помоложе не горят желанием занимать рабочие места, связанные с тяжелым физическим трудом. Ситуацию осложняют и общемировые тенденции к ограничению свободы трудовой миграции. Сельское хозяйство, сказал Борман, роботизируется по всему миру: «Мы наращиваем производство, а рабочую силу брать негде, так что роботы – это устраивающий всех выход из положения».

Новые технологии позволяют роботам справляться с вариативностью сенсорных данных, с которой имеют дело люди во время работы. Фудли, кобот (collaborative robot), созданный компанией RT Corporation, использует свое развитое зрение, алгоритмы и руку-щипцы, чтобы собирать кусочки курицы в коробочку бэнто – японский ланчбокс.

В прошлом году я часто слышал от работодателей в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности и здравоохранении: мы поручаем ту или иную работу роботам потому, что не можем найти людей, которые хотели бы ее выполнять.

На ветроэлектростанции в Колорадо представители строительной компании Mortenson, пользующейся услугами роботов Built Robotics с 2018 года, тоже посетовали на острую нехватку опытных рабочих в их бизнесе. Роботы вырыли на этой станции 21 котлован для фундаментов вышек.

«Экскаваторщики, бывает, жалуются: “Эти машины оставят нас без работы”, – делится со мной Дерек Смит, менеджер Mortenson по инновациям. – Но они довольно быстро меняют мнение, когда видят, что робот берет на себя монотонную работу, позволяя им сосредоточиться на задачах, требующих большего мастерства».

Стремительный рост безработицы, порожденный пандемией, не изменил положения вещей, говорили мне и производители роботов, и их клиенты. «Даже при очень высоком уровне безработицы вы не можете просто взять и заполнить рабочие места, которые требуют особых навыков, – не хватит квалифицированного персонала», – констатирует Бен Волфф, глава Sarcos Robotics.

Эта компания, созданная в штате Юта, производит роботов, которых человек надевает на себя. Они называются экзоскелетами и предназначены для того, чтобы придать движениям рабочего силу и точность машины. Авиакомпания Delta едва начала тестировать продукцию Sarcos Robotics на своих бортмеханиках, как пандемия в разы снизила количество авиаперелетов. Весной, когда я позвонил Волффу, он был настроен оптимистично: «Да, сейчас наблюдается краткосрочный спад, но в долгосрочной перспективе мы ожидаем увеличения заказов».

По словам Волффа, с начала пандемии интерес к продукции Sarcos Robotics действительно вырос. Обращаются самые неожиданные для Волффа фирмы – например, крупный производитель электроники, фармацевтическая компания, мясокомбинат. Первые два запроса были связаны с желанием перемещать тяжелые грузы с участием меньшего количества людей, а мясокомбинату нужно было рассредоточить работников.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Добрый» диктатор «Добрый» диктатор

Хрущёв искренне пытался улучшить жизнь народа. Но получилось... как всегда?

Дилетант
Почему спам называется спамом: неожиданная история популярного термина Почему спам называется спамом: неожиданная история популярного термина

Как название консервов превратилось в обозначение массово рассылки сообщений?

CHIP
Остров сокровищ Остров сокровищ

Алмазные старатели Борнео

Вокруг света
Торговля на Amazon: как заработать в американском интернет-магазине Торговля на Amazon: как заработать в американском интернет-магазине

E-commerce становится все более популярным бизнесом среди новых предпринимателей

СНОБ
В свете полной луны… В свете полной луны…

...происходят странные вещи с поведением животных

Вокруг света
Вне зоны доступа Вне зоны доступа

Проверь – не забываешь ли ты ухаживать за «секретными» зонами лица и шеи

Лиза
Кельты: расцвет и падение Кельты: расцвет и падение

Какими были кельты, и что привело их к упадку?

National Geographic
Французский пасхальный пирог Французский пасхальный пирог

Le Tourteau Fromage – французский пасхальный пирог

Weekend
Пункт назначения Пункт назначения

Что можно разглядеть в «Звездной ночи» Ван Гога

Вокруг света
Поехали к своим Поехали к своим

Где на Руси хорошо отдохнуть?

Robb Report
Великая тайна Эвереста Великая тайна Эвереста

Экспедиция в поисках первых покорителей вершины Эвереста

National Geographic
Таруса, или куда поехать на выходные Таруса, или куда поехать на выходные

Таруса: так близко и так далеко одновременно

Seasons of life
Война приматов Война приматов

Леса Уганды «сжимаются», и изголодавшиеся обезьяны повадились разорять поля

National Geographic
Что такое шоссейное-кольцевые гонки, и как устроен этот вид спорта? Что такое шоссейное-кольцевые гонки, и как устроен этот вид спорта?

Десять вопросов профессиональному гонщику

GQ
Тайны диких пчел Тайны диких пчел

Жизнь диких медоносных пчел во всех подробностях

National Geographic
Как избавиться от «пивного» живота мужчине: 6 простых советов, которые работают Как избавиться от «пивного» живота мужчине: 6 простых советов, которые работают

Причины появления «пивного живота»

Playboy
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Сомалийское побережье оказалось крупным перевалочным пунктом средневековой торговли Сомалийское побережье оказалось крупным перевалочным пунктом средневековой торговли

Археологи обнаружили крупные поставки импортных товаров для торговли

N+1
Сны Заполярья Сны Заполярья

Моменты, когда реальность похожа на сон, не редкость в Арктике

National Geographic
«Мой путь к успеху — не строить планов и позволить людям работать за тебя»: главное из интервью с создателем Linux «Мой путь к успеху — не строить планов и позволить людям работать за тебя»: главное из интервью с создателем Linux

Как Линус Торвальдс 30 лет назад создал систему, ставшую основой интернета

TJ
Неизбежный крах Неизбежный крах

Почему автопром не переживет массового распространения электромобилей

Forbes
«Много обещаний, мало результата»: почему беспилотники не стали повсеместным транспортом, как обещали разработчики «Много обещаний, мало результата»: почему беспилотники не стали повсеместным транспортом, как обещали разработчики

Времени и денег на создание безопасных машин нужно еще много

VC.RU
Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

Список главных трендов года

РБК
«Цилокар»: все о новом летающем автомобиле из России «Цилокар»: все о новом летающем автомобиле из России

В России запустили проект необычного транспортного средства

РБК
Откуда берется насыщенный вкус? Откуда берется насыщенный вкус?

Микроскопические структуры – это средства самозащиты ароматических трав

National Geographic
Правила жизни Тима Рота Правила жизни Тима Рота

Правила жизни британского актера Тима Рота

Esquire
Отсечь и отпустить Отсечь и отпустить

Принципы жизни Бурятии

Вокруг света
10 самых неказистых стволов в истории 10 самых неказистых стволов в истории

Если твое оружие не выстрелит, неприятель все равно умрет. От смеха

Maxim
7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить 7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить

Какие из спутников обыденной жизни могут представлять серьезную опасность

Популярная механика
Анатомия нидерландского алтаря Анатомия нидерландского алтаря

Алтарный триптих — один из самых узнаваемых форматов нидерландской живописи

Arzamas
Открыть в приложении