Грандиозная реплика петровского корабля «Полтава»

National GeographicИстория

Полтава. Возрождение

В 1712 году в Санкт-Петербурге на воду спустили «Полтаву» – грозный линейный корабль, оснащенный 54-пушками: его проектировал сам Петр I. 300 лет спустя в Санкт-Петербурге совершили невозможное: по чертежам и гравюрам создали грандиозную реплику корабля

Текст: Дарья Буянова. Фотографии: Наталья Орешина

Летом 2019 года Адмиралтейство вновь увидело «Полтаву». Новый парусник вошел в акваторию Невы на двух буксирах перед Днем ВМФ и пришвартовался на Английской набережной. Андрей Шереметьев

Я сижу за столом в адмиральском салоне и слушаю, как поскрипывает, качаясь на волнах, деревянный парусник, пока в окна бьет осенний питерский дождь. Сейчас кроме меня здесь никого нет, а 300 лет назад на борту «Полтавы» находились 350 человек экипажа и 54 пушки. Как они здесь все размещались? Пушки и сейчас стоят на всех палубах, кроме самой нижней – орлопдека. Даже на камбузе пушки. Кают нет, гамаки только для офицеров, остальные спали посменно, где придется. Накинув на плечи пальто, пропахшее костром и жареной макрелью, дышу на заледеневшие пальцы, чтобы продолжить писать.

300 лет назад в такой ненастный день на борту петровской «Полтавы» офицер бы крикнул: «Федька! Кофию капитану принеси!». Федька выскочил бы из каюты, пробежал, держась за балки, между пушек, сундуков и гамаков офицеров на залитую дождем палубу. По ней напрямую, огибая намокшие смотанные канаты и торчащие вдоль борта пушки, до камбуза, где стоит большая печь – единственный источник тепла на корабле. Вот он хватает кофейник и бежит обратно, стараясь не расплескать. Корабль меж тем входит в поворот, и под крики боцмана матросы берутся за шкоты – трави! Вся палуба в мокрых канатах, мокрых матросах, криках на каком-то бесовском для непосвященного языке, паруса над головой с шумом разворачиваются, обливая водой, скопившейся в складках, корабль кренится, ветер завывает. Чудом удержавшись, Федька вбегает в каюту с уже подостывшим кофием, откидывает мокрые пряди со лба, наполняет капитанскую кружку почти до краев...

Капитан новой «Полтавы» Максим Коршунов пьет эспрессо, который раздобыл сам. Двойного в стареньком автомате на пристани Яхт-клуба Санкт-Петербурга нет, поэтому Коршунов выбирает эспрессо дважды и методично сливает добытое в автомате в одну чашку. Делает несколько глотков, поднимает глаза на сияющий новизной 47-метровый парусник, высящийся над лодочками Яхт-клуба.

– Брамсель криво висит.

Смотрю на один из свернутых парусов – и правда, неровно. Коршунов перехватывает мой взгляд.

– А воспитанный человек сделал бы вид, что не заметил! – капитан ухмыляется в усы, но теперь выглядит слегка обеспокоенным. Брамсель надо бы поправить.

Барочную резьбу на корме «Полтавы» создавали под руководством художника-мариниста Андрея Троня в мастерской рядом с верфью. На выгнутой корме изобразили историю древнегреческого Беллерофонта. Балкон украшен двуглавым орлом, держащим карты четырех морей – как на штандарте Петра I.

ПЕТРОВСКАЯ «ПОЛТАВА» БЫЛА СПУЩЕНА НА ВОДУ в 1712 году в 500 метрах от того места, где сейчас стоит Зимний дворец. Новой столице было всего девять лет. Царь Петр лично участвовал в проектировании корабля, хотя основную работу проделал Федосей Скляев, бывший бомбардир Потешного войска из Преображенского. Первые корабли Федосей мастерил вместе с Петром еще на Плещеевом озере. Чем серьезнее делались амбиции царя, тем больше забот становилось у Федосея: он строил корабли в Воронеже, как капитан вел свой корабль на Азов, плотничал на Ост-Индскую компанию в Амстердаме, учился в Англии и Италии, взялся за Балтийский флот.

Почему «Полтава»? Что такого в паруснике, реплику которого заложили в 2013 году в Лахтинской гавани? Ну, для начала, не каждый корабль был спроектирован с участием царя. К тому же Петр дважды лично командовал «Полтавой». Но даже не это главное.

«54-пушечный линейный корабль “Полтава” стал первым кораблем, построенным на Адмиралтейской верфи. Через 300 лет, в знак уважения к этому знаменательному событию, мы приняли решение восстановить легендарный корабль», – говорит Алексей Миллер. Строительство велось при финансовой поддержке ПАО «Газпром», проект курировал лично председатель правления компании.

...Когда Максим Коршунов поднимается на борт, он по морской привычке держится то за ванты, то за подпалубные балки, словно корабль бороздит Балтийское море, – хотя «Полтава» выходила из гавани лишь дважды, на буксире. Черные брюки клеш на восьми пуговицах выдают в Коршунове не только моряка: это часть исторического костюма немецких вольных плотников, за брюками Максим когда-то ездил в Берлин. Носит он их по праву: Коршунов пришел на «Полтаву», когда самого корабля еще не было, поэтому он возглавил работы над рангоутом – мачтами и реями. Его же команда занималась такелажем.

Капитан «Полтавы» Максим Коршунов ходит под парусом с десяти лет. Он был капитаном копии петровского фрегата «Штандарт», штурманом английской шхуны «Лорд Нельсон», а еще участвовал в ремонте лондонской реплики галеона Френсиса Дрейка «Золотая лань».

При оснастке нового корабля решили отойти от канона, уступив практичности. Для тонких шкотов выбрали синтетические веревки, похожие на настоящие, пеньковые, а вот вантам повезло меньше: трос «Геркулес» был хорош всем, но кислотно-бирюзовый цвет... Пришлось команде миллиметр за миллиметром вручную обмотать четыре с половиной километра троса тонкой черной веревкой.

– Это не бутафория, вся система рабочая. От натуральных веревок и парусов отказались из-за непрактичности, они быстрее приходят в негодность, – капитан проводит ладонью по натянутым вантам.

– А «Полтава» выйдет в море? – интересуюсь осторожно, потому что уже понимаю: с этим вопросом все не так просто.

– Выйдет, конечно. Будет у нас мотыльком порхать под всеми тряпками, – капитан оглядывает мачты и едва заметно улыбается. – А если не выйдет, я ее угоню. Что я, кораблей никогда не угонял?

КАКОЙ НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛА «ПОЛТАВА», достоверно не знал никто из реконструкторов. Визуальных исторических источников было всего два – гравюра голландца Питера Пикарта и эскиз геометрического построения мидельшпангоута – основного поперечного «ребра» корабля, из папки Федосея Скляева. Но это всего лишь один лист чертежа. С гравюрой все тоже было не гладко – не будучи моряком, художник пренебрег некоторыми деталями.

– Мы работали с гуру моделирования, к сожалению, уже покойными: научным секретарем Центрального военно-морского музея Андреем Ларионовым и историком Александром Добренко, – рассказывает главный конструктор «Полтавы» Олег Коробкин. – Они скорректировали явные ошибки гравера.

Многие годы считалось, что от корабля остались две зеркально-симметричные резные панели с изображением Георгия Победоносца, которые значатся в картотеке Центрального военно-морского музея как принадлежавшие «Полтаве». У Пикарта на корме действительно изображен всадник, убивающий змея. Однако помещать рядом два зеркальных изображения святых было не принято. Значит, это не Георгий, а другой змееборец. По ряду деталей восстановили альтернативный сюжет – скорее всего, на корме был запечатлен миф о Беллерофонте, сыне Нептуна, победившем химеру и поднявшемся к Олимпу на крылатом Пегасе. За дерзость боги сбросили его с небес на землю – как Петр «сбросил» шведского короля Карла. Но измерив панели, реконструкторы поняли: не те! Если строить корму под их габариты, корабль окажется в полтора раза меньше. Так что оставалось опираться на неточную гравюру Пикарта, данные из книг историка военно-морского флота Феодосия Веселаго, чудом сохранившийся эскиз чертежа и переписку Петра I с кораблестроителем Скляевым.

«Мы при милости светлейшего князя, о Вашем здравии возпоминая, проводили масленицу всяким весельем – корабль “Полтава” строится по вашем отшествии успешно и нижняя палуба стелется», – отчитывался Скляев зимой 1711 года. Среди житейских зарисовок в письмах попадаются крупицы драгоценных сведений об устройстве корабля. Чуть позже царь писал Скляеву из Карлсбада, что нужно оформить корму, как на азовском 50-пушечном линейном корабле «Ластка»: «“Полтаву” отделывайте; только позади галерей не покрывай до нас, пока мы сами в Петербурге будем, для того, ежели Бог изволит, то сделаем таким маниром, как у “Ластки” раковину».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прикоснуться к сердцу Прикоснуться к сердцу

Завтрак съешь сам — этого правила неизменно придерживаются на юге Китая

Вокруг света
Напои флору: как поливать комнатные цветы Напои флору: как поливать комнатные цветы

Как правильно ухаживать за растениями, чтобы они радовали ростом и долголетием

Cosmopolitan
Святой Людовик и Бани Святой Людовик и Бани

На портрете адмирала графа Гейдена изображен совершенно другой человек

Дилетант
Непокоренная Европа: какую цену придется заплатить России за «Северный поток-2» Непокоренная Европа: какую цену придется заплатить России за «Северный поток-2»

Устранено последнее препятствие для прокладки труб «Северного потока-2»

Forbes
Дети пустыни Дети пустыни

Кровные узы пустынников-берберов

Вокруг света
Танец в аду: история девушки, выжившей в лагере смерти Танец в аду: история девушки, выжившей в лагере смерти

Эдит Ева Эгер в мемуарах рассказывает об ужасах холокоста и стойкости людей

Forbes
Святой андерграунд Святой андерграунд

Наука в прямом смысле слова копает под религию

National Geographic
Муза Муза

Царевна новой русской кухни

Собака.ru
Подарок Гитлеру Подарок Гитлеру

Чтобы вручить этот подарок фюреру германская армия торопилась войти в Сараево

Дилетант
Кроткий великан: тест-драйв Hyundai Santa Fe Кроткий великан: тест-драйв Hyundai Santa Fe

Расслабленно мечтаем в дизельном кроссовере Hyundai Santa Fe

РБК
Наша зависимость от пластика Наша зависимость от пластика

Удобные одноразовые вещи захватили нашу жизнь

National Geographic
Как не допустить синдрома самозванца у ребенка Как не допустить синдрома самозванца у ребенка

В современном обществе дети больше взрослых страдают от синдрома самозванца

Psychologies
Выжившие Выжившие

Росомахи сталкиваются с новыми угрозами в борьбе за выживание

National Geographic
Терапия природой подходит не всем? Терапия природой подходит не всем?

Полный отрыв от городской среды полезен не всем

Psychologies
«Убойный завод» начала нэпа «Убойный завод» начала нэпа

Василий Комаров - убийца, жертвами которого стали более 30 человек

Дилетант
Центр подготовки Центр подготовки

Что делать, чтобы новогодняя вечеринка прошла без вреда для организма?

Cosmopolitan
Животные страсти Животные страсти

В природе можно найти все варианты и оттенки любви

Вокруг света
Работает за 11 человек и цитирует Айн Рэнд: чем известен глава «скучной» компании Илона Маска Работает за 11 человек и цитирует Айн Рэнд: чем известен глава «скучной» компании Илона Маска

Стив Дэвис — трудоголик и поклонник философии объективизма Айн Рэнд

Forbes
Во все легкие Во все легкие

Жители хорватского полуострова Истрия нашли путь к счастью

Вокруг света
«Сергей разрушит эту чертову компанию»: WSJ узнала, как Google манипулирует поиском «Сергей разрушит эту чертову компанию»: WSJ узнала, как Google манипулирует поиском

Что стало причиной конфликта между Сергеем Брином и Ларри Пейджем?

Forbes
Подлинный Пестель Подлинный Пестель

Раритетный портрет Павла Ивановича Пестеля

Дилетант
Опасный гном Опасный гном

6Г30 – ручной револьверный 6-зарядный 40-мм гранатомет

Популярная механика
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Правила жизни Марины Абрамович Правила жизни Марины Абрамович

Художница, автор перформансов

Esquire
20 cпособов не дать домашней вечеринке превратиться в ад 20 cпособов не дать домашней вечеринке превратиться в ад

Если гости решили прийти к вам на Новый год, подготовьтесь к вечеринке заранее

GQ
«Я разгильдяйка, а у него всё расписано»: Тодоренко о противоречиях с Топаловым «Я разгильдяйка, а у него всё расписано»: Тодоренко о противоречиях с Топаловым

Регина Тодоренко призналась, как изменилась ее жизнь после родов и свадьбы

Cosmopolitan
«Не представляю себя в небоскребах». Как удэгейцы хранят традиции и теряют язык «Не представляю себя в небоскребах». Как удэгейцы хранят традиции и теряют язык

Удэгейцы — малочисленный коренной народ Дальнего Востока

СНОБ
Муравьиная планета: как два друга из Волгограда заработали миллионы на фермах для насекомых Муравьиная планета: как два друга из Волгограда заработали миллионы на фермах для насекомых

Как детское увлечение превратилось в бизнес с миллионной выручкой

Forbes
Уход дорогого друга: что может потерять Россия после отставки Эво Моралеса Уход дорогого друга: что может потерять Россия после отставки Эво Моралеса

Кризис в Боливии имеет сугубо политические причины

Forbes
«Золотой Единорог»: как с нуля сделать международный кинофестиваль по принципу стартапа «Золотой Единорог»: как с нуля сделать международный кинофестиваль по принципу стартапа

Как меняется наша киноиндустрия прямо сейчас

Forbes
Открыть в приложении