По толстому льду

Путешествие по самому экстремальному морскому маршруту на планете

National GeographicПутешествия

По толстому льду

Главный редактор «National Geographic Россия» Стал участником транзитного рейса ледокольного судна «Федор Ушаков» по Северному морскому пути в восточном направлении.

Текст: Андрей Паламарчук
Фотографии: Елена Чернышова

Пролив Лонга. На горизонте показалось солнце. «Федор Ушаков» следует безопасным и наиболее быстрым маршрутом по самому северному на планете транспортному коридору. Фото Андрей Паламарчук

«Если бы вы пошли в рейс, скажем, в 1983 году, я бы за вас, мягко говоря, очень переживал», – Михаил Суслин, советник по безопасности судоходной компании «Совкомфлот», в 1980-х был капитаном на судах Северного морского пароходства и прекрасно помнит ту холодную осень, когда были блокированы порты Чукотки, а в ледовом плену оказались более 20 судов.

«Видите зеленое? Это лед толщиной больше 30 сантиметров, он здесь ожидается на протяжении полутора тысяч миль, плюс вот этот сиреневый цвет – лед тоньше 30 сантиметров, а там дальше пролив Лонга – и уже чистая вода: вот, голубеньким отмечено», – в разговор вступил Александр Ольшевский, в прошлом капитан атомного ледокола «Таймыр», тридцать лет жизни отработавший в ледовых условиях.

Два опытных полярника смотрят в монитор – изучают прогноз на ноябрь. На экране – разноцветная карта ледовой обстановки за 2014 год: с учетом множества факторов ее приняли за рабочий сценарий на текущий, 2017-й. Мы с фотографом Еленой Чернышовой, затаив дыхание, следим за обсуждением. Наша судьба – в их руках: похоже, мы с Леной будем первыми за много лет журналистами, кому повезет пройти по Северному морскому пути.

...Быстрая перемотка почти на месяц вперед. Мурманск, 12 ноября 2017 года. Отплытие назначено на 22:00. Все на «Федоре Ушакове» с нетерпением ждут этого момента: стоит судну покинуть порт, как останутся позади суета подготовки и томительное ожидание похода по Северному морскому пути – важного события для судна, экипажа и пассажиров.

Ровно в 22:00 по судовому радио звучит лаконичное: «Капитан. Запускаем вторую машину, снимаемся с якоря, уходим в рейс». Огни большого порта кружатся и скользят вдоль бортов. Началось!

Северный морской путь – судоходный маршрут в Российской Арктике, ключевая и самая сложная часть Северо-Восточного прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны через моря океана Ледовитого (от Карского, через Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское в Берингово). По Северному морскому пути ходят танкеры с нефтью Новопортовского и Варандейского месторождений и с платформы «Приразломная», газовозы проекта «Ямал СПГ», сухогрузы с продукцией «Норникеля». Здесь хитроумными маршрутами ходят корабли Северного флота. Здесь ломают льды уникальные атомные ледоколы «Росатомфлота». Встречаются на Северном морском пути и другие интересные суда.

Длина – 99,9 метра; ширина – 21,6 метра; осадка – 7,6 метра: это мой дом на ближайшие три недели. «Федор Ушаков» – совсем новое, только из дока, ледокольное судно снабжения добывающих платформ в Охотском море. Экипаж – 18 человек. Мы следуем из Мурманска на Сахалин – к месту постоянной работы судна на континентальном шельфе в рамках проекта «Сахалин-2». Здесь «Федор Ушаков» будет круглогодично обеспечивать снабжением персонал нефтедобывающих платформ, нести аварийно-спасательное дежурство, оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации и быть готовым эвакуировать людей с платформы – для этого на судне есть резервы воды и продовольствия, а также спальные места на 200 человек.

Ангар водолазной шахты. В этом впечатляющем своими размерами помещении можно снимать фантастические фильмы о полетах в космос.
Тренажерный зал, сауна, библиотека — на таком огромном судне, как «Федор Ушаков», недолго и позабыть, что ты в плавании (если не обращать внимания на иллюминаторы). На фото: механики Денис Стеблин и Максим Кулыгин.

Мы пересекаем 73-ю параллель. Где-то в сотне километров к востоку, под 73° 20´ с. ш. в июле 1596 года голландец Виллем Баренц высадился на западном берегу Новой Земли в третий (и последний) раз в своей жизни. Год спустя после тяжелой зимовки он умер и был похоронен в море, которое впоследствии назвали в его честь – Баренцево. Наш «Федор Ушаков» сейчас как раз рассекает Баренцево море, продвигаясь на северо-восток со средней скоростью 12 узлов (22 километра в час), и про каждую параллель, которую мы пересекаем, можно рассказать историю.

После теплого Баренцева моря «Федор Ушаков» вошел в морозное Карское и буквально за ночь покрылся «сахарной» ледяной коркой. Очистить судно от обледенения – задача палубной команды боцмана Александра Ерофеева (на фото), в которую входят матросы Андрей Климантов, Сергей Вылегжанин и Роман Божков.

Как правило, чем дальше на север, тем драматичнее история. Например, под 75° с. ш. 15 июля 1608 года два матроса из экспедиции Генри Гудзона видели здесь же, близ Новой Земли, русалку. Цитирую судовой журнал: «Русалка была у самого борта судна и серьезно смотрела на мужчин. Спина и грудь у нее были как у женщины, кожа очень белая, и вдоль спины спускались длинные черные волосы. Когда она нырнула в воду, они увидели ее хвост, пятнистый, как у макрели». Скорее всего, моряки имели дело с гренландским тюленем, с его характерной серебристо-серой окраской и черными линиями вдоль спины.

Капитан Генри Гудзон был одним из сотен моряков, желавших открыть Северо-Восточный проход, но тогда, в 1608-м, дальше Новой Земли не продвинулся. Зато осенью следующего года открыл Манхэттен.

Наш капитан, Александр Кутлубаев, пообещал усиление ветра к вечеру. Но успокоил – шторма не будет: «Так, заденем немного. Я уже скорректировал курс – мы прижмемся к Новой Земле». Тем не менее ночью волны вырастут с одного метра до трех: «Людям не страшно, но позаботьтесь о технике, ее лучше убрать по шкафам».

Ближе к полуночи предсказания капитана начали сбываться. Лежа в уютной кровати, я всем организмом чувствовал, как «Федор Ушаков» карабкается куда-то в горку, на пару секунд замирает на гребне и ухает вниз, то клюя носом, то зарываясь кормой, то раскачиваясь из стороны в сторону, то пританцовывая.

Наутро от былой качки не осталось и следа, а монитор на мостике показал, что мы благополучно избежали циклона, успешно прижались к Новой Земле и движемся на север – к мысу Желания. За ним – Северный морской путь, уже официально.

Если смотреть на карту мира в цилиндрической проекции – хотя бы Меркатора, – то Арктическое побережье России покажется бесконечным. Но стоит взглянуть, например, на глобус, как пространство сожмется и станет очевидно, что морской путь из Европы в Азию через Арктику – гораздо короче, чем через Суэцкий канал. Из Лондона до Шанхая южными морями идти 11 865 морских миль, а северными – 8814. Казалось бы, сколько топлива и времени можно сэкономить! Но коммерческих рейсов из Европы через Берингов пролив в Тихий океан нет. Почему?

«Для навигации в Арктике нужны суда особого класса, с так называемыми ледовыми усилениями, – пояснила мне уже в Москве Надежда Малышева, директор по развитию информационного агентства PortNews. – Такие суда прочнее, но тяжелее и медленнее, и, соответственно, потребление топлива на одну милю у них существенно больше. А потребление топлива – это 40 процентов стоимости аренды судна. Помимо этого, для прохода Северным морским путем требуется ледокольная проводка, затраты на ледокол ложатся дополнительным бременем на судовладельца». Если добавить к этому продолжительность навигации (2–4 месяца), то получается, что моря Северного Ледовитого океана фактически остаются внутренними морями России.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В пламя В пламя

Каждое лето огнеборцы-парашютисты отправляются в глухие уголки Аляски

National Geographic, июнь'19
Классика жанра Классика жанра

Чтобы почувствовать себя тургеневской барышней, отправляйся в Баден-Баден!

Cosmopolitan, сентябрь'19
И сразу в нокаут! И сразу в нокаут!

А все потому, что Кристина Бондаренко (@chokolat_dolce) занималась боксом

Playboy, август'19
Ксения Суркова: «Любимый ревнует к работе» Ксения Суркова: «Любимый ревнует к работе»

Ксения Суркова – начистоту о раздвоении личности и суеверии

StarHit, ноябрь'18
Танец без границ Танец без границ

Российским артистам балета достаточно найти свой город и свою труппу

Vogue, декабрь'18
Ультразвук против Ультращек: эффект лифтинга аппаратным методом Ультразвук против Ультращек: эффект лифтинга аппаратным методом

Ультразвук против Ультращек: эффект лифтинга аппаратным методом

Maxim, ноябрь'18
Дело его живо: как зарабатывать $5 млн в год на самом обычном софте Дело его живо: как зарабатывать $5 млн в год на самом обычном софте

Дело его живо: как зарабатывать $5 млн в год на самом обычном софте

РБК, ноябрь'18
”Оптимизм и благополучие можно натренировать” ”Оптимизм и благополучие можно натренировать”

Мы можем тренировать мозг так, чтобы он менялся, «заказывая» себе настроение

Psychologies, ноябрь'18
Сладкая победа Сладкая победа

О людях успешных часто говорят: «Они – в шоколаде»

Лиза, октябрь'18
Орден Педру I Орден Педру I

Среди коллекционеров орден Педру I считается довольно редким

Дилетант, ноябрь'18
Положительно заряженные Положительно заряженные

Сравнительный тест Ford Focus и Kia Ceed

АвтоМир, октябрь'18
«Хочу успевать жить» «Хочу успевать жить»

Она серьезно относится к своей работе, а о себе говорит с иронией

OK!, октябрь'18
Каково это. Преподавать английский в одной из самых богатых российских семей Каково это. Преподавать английский в одной из самых богатых российских семей

Каково это. Преподавать английский в одной из самых богатых российских семей

Esquire, ноябрь'18
Синдром Плюшкина Синдром Плюшкина

Откуда берется жажда накопительства и как с ней бороться

Лиза, октябрь'18
22 аркана 22 аркана

Как работает гадание на картах Таро

Elle, ноябрь'18
Нетипичная супергероика Нетипичная супергероика

6 комиксов, которые переосмыслили жанр

Мир Фантастики, ноябрь'18
Бразильский Трамп и последняя надежда Лулы Бразильский Трамп и последняя надежда Лулы

Бразильский Трамп и последняя надежда Лулы

Эксперт, октябрь'18
А как же Я? А как же Я?

Что делать, если чувство детской недолюбленности мешает вам жить

Добрые советы, ноябрь'18
Что нужно знать, если вы едете с собакой за границу на машине? Что нужно знать, если вы едете с собакой за границу на машине?

Подготовка собаки к перевозке и полезные факты о ввозе собак в Европу

National Geographic, октябрь'18
Запрещай и властвуй Запрещай и властвуй

Нынешняя осень на просторах Украины обещает стать исключительно жаркой

Огонёк, октябрь'18
Нобелевская премия по медицине отдана авторам нового способа лечения рака Нобелевская премия по медицине отдана авторам нового способа лечения рака

Ученые исследовали метод лечения рака при помощи резервов нашей иммунной системы

Men’s Health, октябрь'18
ЦБ ставит на паузу ЦБ ставит на паузу

Какие прогнозы по динамике ключевой ставки дают эксперты

РБК, октябрь'18
Топ-20 российских регионов, популярных у иностранцев Топ-20 российских регионов, популярных у иностранцев

Какие российские регионы привлекают иностранцев

National Geographic, октябрь'18
Рекламодателя — сразу в вагон Рекламодателя — сразу в вагон

Четыре вопроса о возвращении рекламы в московское метро

РБК, октябрь'18
Век Живи Век Живи

Прожить 100 лет теперь проще, чем кажется

GQ, ноябрь'18
Действует сестра Действует сестра

Сильвия Хукс играет злодейку в «Девушке, которая застряла в паутине»

Grazia, октябрь'18
Лучший друг человека Лучший друг человека

История чудесного спасения заблудившегося в лесу пенсионера

StarHit, октябрь'18
Приготовиться к лучшему Приготовиться к лучшему

Производители кухонь превращают пребывание на кухне в отдельное удовольствие

SALON-Interior, ноябрь'18
В России стартовала перепись населения, вопросы анкеты ставят людей в тупик В России стартовала перепись населения, вопросы анкеты ставят людей в тупик

Во многих регионах и интернетах России проходит пробная перепись населения

Maxim, октябрь'18
Неспортивное поведение?! Неспортивное поведение?!

Недавно Александр Кокорин и Павел Мамаев отдохнули, что называется, по полной

StarHit, октябрь'18