Незаметные кошки
Малые дикие кошки, обитающие в разных уголках мира, заслуживают того, чтобы на них обратили внимание – как минимум не меньшее, чем на известных крупных сородичей.
«Она очень близко!» – шепчет Эрман Гарроте, указывая на переносной приемник, улавливающий сигнал Элены. Где-то в этой оливковой роще вблизи оживленного шоссе скрывается испанская рысь (еще ее называют пиренейская или иберийская) с двумя детенышами. Если бы не ошейник с радиомаячком, мы бы и не узнали, что среди аккуратных рядов деревьев затаилась представительница одного из самых редких видов кошачьих. К своему вполне взрослому возрасту (ей около пяти) Элена научилась полностью сливаться с полугородским пейзажем.
«Лет десять назад мы и представить не могли, что рысь будет размножаться в такой среде обитания», – говорит Гарроте, биолог, сотрудничающая с масштабным – в нем участвуют более 20 организаций – проектом Life + Iberlince. Цель программы – возродить популяцию пятнистого хищника на Пиренейском полуострове. Стоя под палящими лучами солнца и перекрикивая шум машин, мчащихся за нашими спинами, Гарроте объясняет, что будущее испанской рыси связано с жизнью в таких вот районах, где природу изрядно потеснили шоссе и жилая застройка. И в самом деле, виду, похоже, удается прочно встать на все четыре лапы после нескольких десятков очень тяжелых лет. В 2002-м, когда стартовал проект Iberlince, на обширных землях, покрытых средиземноморскими кустарниками, оставалось менее сотни бородатых кошек с янтарными глазами. Их численность резко сократилась из-за охоты, к тому же различные вирусные болезни почти полностью выкосили в этих краях диких кроликов – основную пищу испанской рыси. Lynx pardinus начала страдать от опасно низкого уровня генетического разнообразия, который делал ее уязвимой для болезней и служил причиной появления на свет неполноценных детенышей. К счастью, рысь хорошо размножается в неволе. С 2010 года в естественную среду обитания было выпущено уже 176 диких кошек (всем им предварительно надели ошейники с радиомаячками), большинство из которых вырастили в четырех центрах разведения и одном зоопарке. 60 процентов животных выжили, а некоторые «вольноотпущенные» даже превзошли ожидания ученых. Две рыси, по словам Мигеля Симона, руководителя программы реинтродукции, «предприняли грандиозное путешествие через весь Пиренейский полуостров» – каждая преодолела более 2400 километров, прежде чем перейти к оседлой жизни на новом месте. В 2012 году, когда численность популяции выросла до 313 особей, из которых около половины достигли возраста, подходящего для размножения, Международный союз охраны природы изменил статус вида с «находящегося на грани исчезновения» на «находящийся в опасности».

Малые кошки – непревзойденные хищники, и некоторые из них могут справиться с весьма внушительной добычей. Каракал, обитающий в Азии и Африке, – животное ростом около полуметра, но, представьте, существуют видеозаписи, на которых он перепрыгивает через трехметровый забор, чтобы добыть овцу.
Caracal caracal. Фотография сделана в зоопарке Колумбуса, Огайо, США.
…Мы с облегчением ныряем с палящего зноя в прохладу дренажного туннеля, проходящего под шоссе. Под колесами легковых машин и грузовиков гибнет много зверья, поэтому Симон и его коллеги при поддержке правительства превращают подобные туннели в подземные переходы для животных. Присев на корточки, Симон показывает на звериные следы на песке. Одни, по его словам, барсучьи, другие – отпечатки кошачьих лап. Возможно, Элена прошла здесь всего несколько минут назад.
Про испанскую рысь знает вся страна. Но большинство ее сородичей не может похвастаться такой известностью. Из 38 видов, входящих в семейство кошачьих, 31 – малые кошки. Самая миниатюрная из них, пятнисто-рыжая кошка, весит около полутора килограммов, самая крупная, рысь обыкновенная тянет на все 20; они проживают на четырех континентах из шести (нет их только в Австралии и Антарктиде) и великолепно приспособлены к самым разным условиям обитания – от пустынь и дождевых лесов до городских парков. К сожалению, малые представители кошачьих пребывают в тени крупных соплеменников: львов, тигров, леопардов, ягуаров. Эти звезды животного мира привлекают все внимание – и почти все деньги природоохранных организаций, хотя из 18 видов диких кошачьих, оказавшихся в наибольшей опасности, 12 – именно малые кошки. По оценке Джима Сандерсона, специалиста по малым кошкам из природоохранной организации Global Wildlife Conservation, более 99 процентов средств, выделенных на охрану диких кошек с 2009 года, было потрачено на помощь ягуарам, тиграм и другим крупным кошачьим. В результате многие «маленькие» до сих пор очень слабо изучены – или не изучены вовсе. Например, калимантанская кошка, редко попадающаяся на глаза людям и обитающая только в лесах того острова, в честь которого получила свое название, для науки остается невидимой вот уже полторы с лишним сотни лет – с 1858 года, когда ее открыли. Все имеющиеся данные по мраморной кошке, которая водится в Юго-Восточной Азии, были собраны при наблюдении за одной-единственной особью в Таиланде. «Мы не имеем ни малейшего представления, например, о том, чем эта кошка питается», – сетует Сандерсон.