Специальный репортаж: Антарктида
Красота подо льдами
Если кому-то выпадает редкая возможность взглянуть на жизнь под ледяным континентом, счастливчику открывается яркий и красочный мир, где обитают не только пингвины и тюлени, но и другие, более экзотические животные.
Утром, когда мы прибываем на место, стартовав с Дюмон-д’Юрвиль, французской научной станции на Земле Адели в Восточной Антарктиде, нам приходится разбивать корку льда над просверленной накануне лункой. Лунка вырублена в трехметровой льдине. Нам еще не приходилось нырять, пробравшись через столь скромное отверстие. Я иду первым.
Отталкиваясь ладонями, коленями, пятками и ластами, преодолеваю этот тоннель и наконец погружаюсь в воду, смотрю вверх – и мне становится не по себе: лунка снова начала затягиваться льдом.

Нижняя поверхность льдин – это плотное месиво ледяных кристаллов, и мое погружение привело их в движение. Они стекаются к отверстию, будто их затягивает туда водоворотом. Когда приходит время подниматься, ледяная каша уже почти на метр заполнила лунку. Держась за страховочный канат, я пробираюсь вверх сантиметр за сантиметром, но тут мои плечи застревают. Внезапно ощущаю удар по голове – мой товарищ Седрик Жантиль, пытаясь откопать меня, случайно лопатой заехал по макушке. Наконец меня все же хватают за руки и вытаскивают наружу. Сегодняшнее погружение окончено – но впереди еще 31 попытка. Мы с Винсентом Мюнье, тоже фотографом, прибыли сюда по приглашению кинорежиссера Люка Жаке, который работает над сиквелом своего успешного проекта 2015 года – «Марша пингвинов». Пока Жаке снимает императорских пингвинов на видеокамеру, а Мюнье фотографирует их, моя команда запечатлевает на пленку существ, живущих подо льдом. Зимой лед покрывает море на сотню километров от берега, но мы прибыли сюда в октябре 2015-го, когда началась весна. 36 дней, пока лед ломается и отступает все ближе к берегу, мы будем нырять, погружаясь на 70-метровую глубину.
Я десятки лет работал глубоководным фотографом: сначала в Средиземном море, где 30 лет назад научился нырять; потом, в поисках приключений, побывал и в других местах. Я опускался на глубину 120 метров у берегов ЮАР, чтобы заснять редких кистеперых рыб, проводил по 24 часа под водой во Французской Полинезии у острова Факарава, чтобы сфотографировать брачные игры огромных груперов. Но эта экспедиция на Южный полюс не похожа ни на одну из моих прежних поездок. Здесь мы будем нырять подо льды Антарктики глубже, чем кто-либо раньше, – причем в очень суровых условиях.

Дома, во Франции, мы потратили два года на подготовку. У меня на стене висит карта Земли Адели, и на ней я отметил места для погружения с разной глубиной – все они находились в радиусе десяти километров от станции Дюмонд’Юрвиль. Мы работали с производителями гидрокостюмов, чтобы выявить уязвимости классических моделей. Температура воды должна была быть минус 1,8 градуса по Цельсию. Если бы наши костюмы не были водонепроницаемыми, мы бы погибли уже через 10 минут – а благодаря усовершенствованному оборудованию можем находиться под водой до пяти часов.
Подготовка к каждому погружению занимает немало времени. Если мы не можем найти лунки, которые проделали клыками и резцами тюлени Уэдделла, нам приходится прорубать их самим. Больше всего мы боимся потеряться и остаться подо льдом навсегда.
Поэтому и берем с собой желтый люминесцентный трос, по которому сможем вернуться назад. У наших костюмов четыре слоя: сначала идет термобелье, потом электроподогреваемая поддевка, толстая шерстяная прослойка и, наконец, водонепроницаемый неопрен сантиметровой толщины. В комплект также входят двухслойный капюшон, водонепроницаемые перчатки, подкладка с обогревом, ласты и 16-килограммовые утяжелители. Плюс две батареи для подогрева костюма, дыхательный аппарат, газовые баллоны, фотоаппаратура. На то, чтобы полностью экипироваться, нужен целый час.