Красота: перезагрузка

Сила соцсетей и экономика мира моды способствуют зарождению новой культуры

National GeographicМода

Красота: перезагрузка

Сила соцсетей и экономика мира моды способствуют зарождению универсальной культуры, признающей за каждой женщиной право быть прекрасной.

Текст: Робин Гиван. Фотографии: Ханна Рейес Моралес

Халима Аден сломала стереотипы, облачившись в хиджаб на обложке британского Vogue и спецвыпуска Sports Illustrated за 2019 год, посвященного купальникам. Фотограф запечатлел, как ей наносят макияж на Неделе скромной моды в Стамбуле. Аден родилась в Кении в семье сомалийских беженцев и, перебравшись в США, стала первой участницей конкурса «Мисс Миннесота», облаченной в хиджаб и буркини.

В НОЯБРЕ 1997 ГОДА СУДАНСКАЯ МОДЕЛЬ Алек Уэк появилась на обложке американского Elle. Ее снимал креативный директор, француз Жиль Бенсимон. Как часто бывает в индустрии красоты, съемка стала плодом международного сотворчества.

Уэк, с ее бархатистой, черной как смоль кожей и легким намеком на прическу афро, позировала на фоне белоснежного экрана. Ее простой белый блейзер от Армани почти сливался с фоном. Зато сама Уэк притягивала взоры как магнит.

Стоя к фотографу вполоборота, она смотрела прямо в камеру. Лучезарная улыбка озаряла лицо, в контурах которого не было ни намека на резкие линии – лишь мягкие, истинно африканские черты. Одним словом, Уэк была полной противоположностью классической девушки с обложки.

С тех пор минуло больше двух десятков лет, и само понятие «красота» заметно расширилось. Теперь здесь есть место и для «цветных», и для полных, и для женщин с седыми волосами, и для женщин совсем без волос, и для тех, у кого витилиго, и для тех, у кого морщины. Мы держим курс на культуру универсальной красоты, когда никто не чувствует себя изгоем. Мы все прекрасны; идеализированные версии любой из нас мелькают на страницах журналов и на парижских подиумах.

Мы стали более толерантны потому, что люди взбунтовались, с трибуны соцсетей пристыдив стражей красоты и призвав их распахнуть врата пошире.

Уэк воплотила новый образ красоты, добродетели, во все века присущей женщинам. Долгое время красота была мерилом их ценности (как, впрочем, и орудием манипулирования). Красоту нельзя растрачивать впустую – говорили в старину, когда женская доля зависела от удачного замужества: амбиции и потенциал супруга должны были быть не менее блестящими, чем прелестные черты его избранницы.

Разумеется, красота зависит от культуры. Что в одном обществе вызывает восхищение, в другом пробуждает равнодушие или даже отторжение. Красота индивидуальна. Но она же и универсальна. Существуют и живые эталоны красоты – женщины, воплотившие международный стандарт.

От многих поколений женщин стандарты красоты требовали худощавого, с пышной грудью и тонкой талией, телосложения. Линия подбородка должна была быть четкой, скулы высокими и резко очерченными. Нос тонкий и прямой, губы полные, но не слишком. Глаза – в идеале голубые или зеленые, большие и яркие. Волосы – длинные, ниспадающие на плечи, желательно блонд. Симметрия была в почете, а молодость и вовсе предполагалась по умолчанию.

Таким был стандарт со времен зарождения женских журналов, когда красота превратилась в свод канонов и источник прибыли. Ближе других к этому идеалу оказались красавицы вроде Катрин Денёв или принцессы Грейс. Чем дальше отстояла женщина от эталона совершенства, тем больше экзотического оказывалось в ее облике. Но стоило отойти слишком далеко, как ее просто признавали менее привлекательной – а значит, менее желанной и ценной. Ну а к некоторым дамам – чернокожим, смуглым, толстым или старым – термин «красота», казалось, был вовсе неприменим.

В начале 1990-х ограничения стали менее строги: появилась Кейт Мосс с ее хрупкой фигурой и внешностью мальчишки-оборванца. По меркам подиума она считалась невысокой – 170 сантиметров. Обычный британский подросток, Кейт не отличалась особенной грацией и статью, придававшей многим другим моделям величественности. Ее звездная рекламная кампания для Calvin Klein обозначила конец эпохи безраздельного доминирования на подиумах длинноногих газелей.

Мосс пошатнула устои, но сама при этом оставалась в зоне комфорта индустрии красоты, поскольку оставалась белой европейкой. (До нее эту нишу занимали модели бунтарских 1960-х вроде Твигги с ее нескладным телосложением 12-летнего мальчишки. В 1970-х скандал разразился вокруг Лорен Хаттон – всего лишь из-за щели между передними зубами.)

Не так уж опасны были даже чернокожие модели, сокрушившие барьеры: Беверли Джонсон, первая афроамериканка, появившаяся на обложке американского Vogue, уроженка Сомали Иман, Наоми Кэмпбелл и Тайра Бэнкс. У них были четко очерченные лица и длинные волосы, ниспадавшие на плечи, – возможно, парики или накладные локоны. Лебединая шея Иман ошеломила легендарного модного редактора Диану Вриланд. Кэмпбелл, с ее роскошными ногами и бедрами, была сама сексуальность – и остается ею, а Бэнкс прославилась в образе девушки из соседнего двора в бикини в горошек на обложке Sports Illustrated.

Девушке делают прическу в салоне Coletivo Cabeсas в Сан-Паулу. Это заведение не подгоняет своих клиенток под стандарты, а, напротив, помогает бразильянкам почувствовать поддержку и найти новые возможности для самовыражения.

НО ИМЕННО УЭК СТАЛА НАСТОЯЩИМ ОТКРОВЕНИЕМ – она была красавицей совсем иного толка. Туго завитые кудри острижены почти под ноль. Гладкая, без видимых пор, кожа цвета темного шоколада, широкий нос, полные губы, неимоверно длинные и невероятно тонкие ноги – все ее вытянутое, жилистое тело выглядело ожившим портретом африканки, сделанным в стиле «палка, палка, огуречик».

У тех, кто привык смотреть на красоту через призму западной культуры, Уэк вызывала отторжение. Исключением не стали и чернокожие: многие из них вовсе не признавали в ней красавицу. Даже женщинам, чье отражение в зеркале являло столь же угольно-черную кожу и волосы барашком, было нелегко принять эту девушку с обложки Elle.

Уэк разом изменила все правила – покорила умопомрачительную вершину, поднявшись прямиком по крутому склону, словно у нее не было ни времени, ни терпения петлять. И ее успех был головокружительным.

По сравнению с предыдущим поколением мы шагнули вперед – но до воплощения утопии еще далеко. В самых престижных залах дворца под названием «индустрия красоты» по-прежнему немало дверей, закрытых для людей с лишним весом, ограниченными физическими возможностями или достигших преклонного возраста.

Но, откровенно говоря, не совсем понятно, что представляла бы собой эта утопия. Мир, в котором корона и лента королевы красоты вручается всем и каждому просто за участие? Или тот, в котором понятие красоты расширилось бы настолько, что стало бы бессмысленным? Быть может, мы приблизились бы к утопии, переписав само определение термина, чтобы оно лучше отражало наш новый взгляд: теперь красота – уже нечто большее, чем эстетическое удовольствие.

Всем известно, что у красоты есть финансовое измерение. Нам хочется быть среди красивых людей потому, что они радуют глаз – но еще и потому, что они кажутся по натуре своей лучше других. Говорят, привлекательным людям даже платят больше. На самом деле все немного сложнее: рецепт более высокой зарплаты – сочетание красоты, ума, обаяния и умения работать в команде. Впрочем, как ни крути, красота – неотъемлемая часть этого уравнения.

Однако на уровне эмоций расклад такой: если тебя считают красивой, значит, приглашают вступить в культурную коммуникацию. На тебя нацелены реклама и маркетинг. Ты нужна. Тебя замечают и принимают. А когда твоя внешность вызывает вопросы, это все равно что спросить: а принимают ли тебя? Насколько ты важна? Можно ли иметь с тобой дело?

В наши дни попробуй только намекни, что кто-то не прекрасен, и ты рискуешь стать объектом если не остракизма, то по меньшей мере осуждения в соцсетях. Что за чудовище провозглашает другого человека непривлекательным? Это же все равно что признать его жалким, ничтожным. Лучше уж соврать. Ну конечно, ты красавица, милочка моя, а как же!

Мы приравняли красоту к человеческой природе. Не видя в ком-то красоты, мы перестаем видеть перед собой человека. Страшно подумать, как важно сегодня быть красивой. Теперь это мерило человеческой души.

Нью-Йорк. Баннеры на Таймс-сквер пестрят рекламой брендов индустрии красоты. Проект #ShowUs (#Покажитенас), запущенный косметической маркой Dove, и рекламная кампания бренда Fenty, детища певицы Рианны, стремятся привлечь как можно более широкий круг клиентов – и заполучить солидную долю рынка.

РАНЬШЕ СУЩЕСТВОВАЛА ГРАДАЦИЯ: простушка, прелестная дурнушка (эффектная, хотя и с небезупречными чертами лица), привлекательная, хорошенькая и, наконец, красавица. Простушка справлялась как могла. Да, внешность не главный ее козырь. Зато личность потрясающая! У эффектных женщин были – одна или несколько – черт внешности, выделявшие их из толпы: пухлые губы, аристократический нос, роскошный бюст. Очень многие, точнее большинство, попадали под определение «привлекательная». Хорошенькая – это уже другой уровень: таких полно в Голливуде.

А вот красавица… Это слово употреблялось лишь в особых случаях, по отношению к победительницам генетической лотереи. Красота могла быть и тяжелым бременем – она имеет свойство отпугивать людей. Но всегда оставалась явлением исключительным.

Благодаря усовершенствованным технологиям пластической хирургии, индивидуальным и эффективным системам питания, расцвету фитнес-индустрии и появлению селфи-фильтров на смартфонах, вкупе с ботоксом, филлерами и изобретением корректирующего белья у каждой из нас появился шанс выглядеть лучше – и хоть немного приблизить свою внешность к идеалу. Голоса терапевтов, блогеров, инфлюенсеров, стилистов и друзей-благожелателей слились в едином хоре, поющем боди-позитивные мантры: «Красотка! Ты лучшая! Ты просто супер!». Никто не скажет нам горькую правду, помогая увидеть себя в истинном свете и стать лучше. Их миссия – постоянно ободрять и уверять, что мы совершенны – такие, какие есть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первый украинский губернатор Первый украинский губернатор

В истории портретов случаются удивительные метаморфозы

Дилетант
Мортенс А. Стрекнесс: Времена моря Мортенс А. Стрекнесс: Времена моря

Начало романа норвежского писателя Мортенса Андреаса Стрекнесса

СНОБ
Смех зверей Смех зверей

Посмеяться любят многие: и обезьяны, и дельфины, и даже грызуны

Вокруг света
Захотелось процент повыше Захотелось процент повыше

В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации

Эксперт
Диета долгожителей Диета долгожителей

Этот традиционный рацион помогает избежать многих болезней

National Geographic
Молекулярный кислород впервые обнаружили за пределами Млечного Пути Молекулярный кислород впервые обнаружили за пределами Млечного Пути

Молекула кислорода найдена на расстоянии полумиллиарда световых лет от Земли

National Geographic
Мир без мусора Мир без мусора

Возможно ли создать циклическую экономику?

National Geographic
Как выбрать правильное кольцо для помолвки Как выбрать правильное кольцо для помолвки

Как изменилась мода на помолвочные кольца?

GQ
Наедине с волками Наедине с волками

Тридцать часов со стаей полярных волков

National Geographic
Светодиодная революция добралась до теплиц Светодиодная революция добралась до теплиц

Революционная технология освещения теплиц позволяет получать хорошую урожайность

Эксперт
Обратная сторона праздника Обратная сторона праздника

Почему многие признаются, что праздники для них – это самое грустное время

Psychologies
Блинная феерия Блинная феерия

Чем разнообразить Масленицу

Огонёк
Итальянские корни Таро Итальянские корни Таро

Приверженцам эзотерического искусства Милан готов раскрыть свои карты

National Geographic
20 самых дорогих производителей Рунета 20 самых дорогих производителей Рунета

Рейтинг самых дорогих производителей Рунета

Forbes
Зоопарк внутри нас Зоопарк внутри нас

Тело человека – дом для множества микроорганизмов

National Geographic
Магический круг Магический круг

Как гармонично соединить в одном интерьере геометричные формы и сложные принты

AD
Проект Guido Проект Guido

Ничего подобного в России прежде не строили

Популярная механика
Дневники Берлинале-2020: Джонни Депп борется с экологическими преступниками, а итальянский художник страдает Дневники Берлинале-2020: Джонни Депп борется с экологическими преступниками, а итальянский художник страдает

Пролетели первые дни с начала Берлинского кинофестиваля

Forbes
Время женщин Время женщин

Мировой капитал, сосредоточенный в руках женщин, превысит мужской капитал

Robb Report
Triomphe du design. Торжество дизайна Triomphe du design. Торжество дизайна

Знаковые «путешествующие» предметы интерьера из коллекции Objets Nomades

Elle
Вкусные водоросли, счастливые коровы и супермясорубки. Обсуждение фильма «2040: Будущее ждет» Вкусные водоросли, счастливые коровы и супермясорубки. Обсуждение фильма «2040: Будущее ждет»

Как может выглядеть наш мир, если мы будем развивать уже существующие технологии

СНОБ
Пожизненная жизнь Пожизненная жизнь

Два обитаемых острова системы ФСИН

Огонёк
«Ваше время истекло»: почему сессия у психотерапевта такая короткая «Ваше время истекло»: почему сессия у психотерапевта такая короткая

Почему «терапевтический час» длится меньше обычного — всего 45-50 минут

Psychologies
Родила для себя и не считаю это эгоизмом Родила для себя и не считаю это эгоизмом

Она родила без постоянного партнера и считает, что приняла лучшее решение

Psychologies
Корзина неутешительная Корзина неутешительная

На минимальном наборе продуктов питания строится вся экономика страны

Огонёк
Феномен незрячих: слепые с рождения не страдают шизофренией Феномен незрячих: слепые с рождения не страдают шизофренией

Объяснение данному феномену пока не найдено

National Geographic
Грозовой реактор Грозовой реактор

Физики обнаружили, что грозы порождают в атмосфере позитроны и изотопы

Наука и жизнь
Зинаида Кириенко. Любовь земная Зинаида Кириенко. Любовь земная

Я сужу о мужиках по тому, как они относятся к семье и женщинам

Караван историй
Грешноватый стаканчик кофе. Как появился экошейминг и кто его победит Грешноватый стаканчик кофе. Как появился экошейминг и кто его победит

Где учат эко-грамоте и что скрывается за термином «устойчивость»

Forbes
Как правильно дышать во время физических упражнений, чтобы сжечь больше калорий Как правильно дышать во время физических упражнений, чтобы сжечь больше калорий

Как правильно дышать во время физических упражнений для максимального результата

Cosmopolitan
Открыть в приложении