Кельты: расцвет и падение
На протяжении семи столетий кельтские племена владели Южной Германией и значительной частью Центральной Европы, но затем оказались повержены римлянами. Какими они были, эти кельты, и что привело их к упадку?

Зловоние висело над Ле-Мормоном. Запах поднимался из незасыпанных ям. Мертвые люди были обезглавлены, лошади, быки и овцы – принесены в жертву богам: их бросали в шахты или хоронили, совершая религиозный обряд. Здесь случилось что-то страшное. По крайней мере, именно такое представление сложилось у археологов Жильбера Кенеля и Лионеля Перне после раскопок на этом холме близ Женевского озера в Швейцарии, где, по всей видимости, когда-то находился лагерь беженцев-кельтов.
Кенель до недавнего времени был директором Археологического музея кантона Во и руководил процессом сохранения и исследования всего, что было раскопано на холме Ле-Мормон. Перне – его преемник. Команда Лионеля изучает десятки тысяч костей, керамических черепков и других находок, пытаясь понять, что же именно произошло на Ле-Мормоне две тысячи лет назад.
Археологи начали работать на холме в 2006 году, когда было решено добывать там мел, и нашли в общей сложности 250 ям. Одни, глубиной в семь метров, были вырыты в земле, другие – еще более глубокие – в скрытых под землей залежах мела. В ямах обнаружили множество фрагментов керамических и бронзовых сосудов, а также кузнечные инструменты, шесть плотницких топоров и более 150 жерновов, почти или совсем не использовавшихся. Оружия было найдено совсем мало.

А вот костей – предостаточно. Многие из них – лошадиные, а лошади у кельтов ценились очень высоко. Их привозили из Италии; конь был показателем высокого статуса владельца. Ученые обнаружили и человеческие кости – останки пяти десятков человек, уложенных на спину или размещенных в сидячем положении. В одну из ям бросили частично расчлененного ребенка. Четверых обезглавили. На некоторых костях остались следы огня. У нескольких черепов не хватало нижних челюстей – кельты вырезали их во время жертвоприношения.
Поначалу Кенель и Перне полагали, что обнаружили на Ле-Мормоне место поклонения богам, но вскоре засомневались в этой гипотезе: культовые сооружения создаются на долгое время, а находки свидетельствовали о том, что люди провели здесь лишь несколько месяцев. Настоящего поселения на Ле-Мормоне создано не было – возможно, потому что на этом меловом холме нет источников воды, и ее приходилось с большими трудностями доставлять наверх.

Опять же, для чего было людям убивать драгоценный скот и бросать инструменты и жернова? «Ведь все перечисленное было необходимо для выживания, – удивляется Кенель. – Никто не стал бы выбрасывать эти предметы без весьма и весьма веских причин».
Археолог предполагает, что кельты бежали на вершину Ле-Мормона в полном отчаянии – возможно, все, кроме мужчин, способных сражаться. Их положение было настолько безнадежным, что они принесли в жертву самое ценное имущество и даже своих товарищей, моля богов о помощи.
В конце второго века до нашей эры в Центральной Европе задул ветер перемен. На кельтские земли на юге Германии и Швейцарии (здесь и далее имеются в виду территории современных стран и регионов) вторглись племена кимвров и тевтонов. Риму тоже пришлось защищаться от вторжения, одновременно расширяя собственные владения. Примерно в это время было заброшено поселение, находившееся неподалеку от Ле-Мормона. Может быть, на него напали?
«Это был весьма драматичный период, смена эпох, – говорит Кенель. – А для кельтов – начало конца».

За пять–семь веков до этого, как раз когда железо сменяло бронзу, в Европе зародилась новая культура. Люди, жившие на обширной территории от Богемии до Южной Германии и Бургундии, вырабатывали общий образ жизни. Что их объединяло? Они насыпали погребальные курганы, совершали одинаковые религиозные обряды, делали схожие изображения людей и животных, скрепляли одежду застежками-фибулами. Скорее всего, они разговаривали на общем языке, принадлежащем к индоевропейской семье, пусть и разделенном на диалекты. Эти люди совершили технологическую революцию, в результате которой у них появились такие инструменты, как гончарный круг и ручная мельница. В описываемое время древние греки господствовали на всем Средиземном море и уже вышли в Черное, а Рим был небольшим городом-государством.
Кельты жили отдельными племенными общинами. Греки называли их Κελτοί, римляне – галлами. Воспринимали ли они себя как единое целое? Маловероятно. Археологи говорят о культурах железного века, гальштатской и сменившей ее латенской (по названиям современных населенных пунктов в Австрии и Швейцарии). Как правило, исследователи соглашаются использовать слово «кельты» как собирательный термин для обозначения цивилизации, существовавшей на территории от современной Турции до Испании. И даже когда в Центральной Европе кельтов уже не осталось, они продолжали благоденствовать на Британских островах, где кельтский стал господствующим языком.

КЕЛЬТЫ ВЕЛИ ТОРГОВЛЮ, перемещаясь на огромные расстояния, вобрав знания и образ жизни южноевропейских культур. Они импортировали вино, этрусскую керамику и другие товары, владение которыми указывало на высокий социальный статус. У кельтов был правящий класс, своих правителей они хоронили в богатых могилах, куда клали оружие и драгоценности. Наконец, кельты были отменными строителями: именно они возвели первые города к северу от Альп.
Ранние кельты не имели письменности. Изучать их историю можно, опираясь на свидетельства античных современников – например, греческого историка Геродота или римского полководца Юлия Цезаря (впрочем, эти сочинения часто политически предвзяты и односторонни). Другой важный источник знаний – археология, которая воссоздает исчезнувшие миры по руинам построек, захоронениям, меняющемуся составу почвы, керамике и костям.
ДИРК КРАУССЕ – АРХЕОЛОГ на государственной службе из юго-западной немецкой земли Баден-Вюртемберг. Стоя на самой верхней точке Хойнебурга, между Боденским озером и городом Ульм, он обводит взглядом систему мощных крепостных валов и рвов. Кельты построили их более двух с половиной тысяч лет назад, чтобы обезопасить свое поселение, расположенное на возвышенности вблизи переправы через Дунай.
Хойнебург был основан около 620 года до н. э. в верхнем течении Дуная, там, где его пересекал древний торговый путь, ведущий к реке Неккар и далее к Рейну. Крауссе предполагает, что многие торговые пути сместились с востока в этот регион, подальше от набегов конных кочевников. Среди маршрутов был и Янтарный путь, по которому ценную окаменевшую древесную смолу везли с берегов Балтийского моря в Южную Европу. Хойнебург превратился в узловой перевалочный пункт на торговых путях, ведущих через альпийские перевалы в Италию. Товары и идеи перемещались и в противоположном направлении, на север. Так, в Центральной Европе прежде никогда не было ничего подобного городским стенам Хойнебурга, выложенным из необожженного кирпича. Стены эти (длина 750 мет-ров, высота – четыре), покрытые белой известковой штукатуркой, были сложно устроены: с башнями и проходом по верху, с двумя воротами.